Публикации »

От испытания кризисом — к новым возможностям РЖД

В 2009 г. ОАО «Российские железные дороги» перевезло пассажиров на 12,5% меньше, чем в предшествующем году, а перевозка грузов снизилась на 15%. Наблюдалось падение и ряда других показателей. Однако кризис не отменил реализации крупных инвестиционно-строительных проектов, и по итогам года есть чем гордиться. Значительны планы и на 2010 г. Расскажем о некоторых важных проектах.

Из главных итогов года

На социально-экономическом форуме Октябрьской железной дороги, прошедшем в Санкт-Петербурге 11 февраля, президент ОАО «РЖД» Владимир ЯКУНИН отметил: «Минувший кризисный год стал периодом испытаний и проверки на прочность каждого коллектива и работника компании, в том числе и Октябрьской магистрали, которая является пилотным полигоном для многих инновационных проектов».

Тем не менее, если судить по деятельности ОЖД, победившей в отраслевом соревновании по итогам работы в 2009 г., обязательства перед коллективом железнодорожное руководство выполняет. Кстати, подводя итоги года, начальник Московской железной дороги Владимир МОЛДАВЕР отметил, что, несмотря на негативные кризисные явления, удалось реализовать основные бюджетные задания — основу коллективного договора.
Финансово-экономический кризис, однако, все-таки существенно ограничил возможности ОАО «РЖД», вынудив более чем в 1,6 раза сократить инвестиционную программу 2009 г., как отмечает пресс-служба холдинга. Тем не менее компания сформировала 263 млрд руб. инвестиций и продолжила работу по обновлению и модернизации основных фондов, исходя из задач, определенных Стратегией развития железнодорожного транспорта.

Особое внимание было уделено мероприятиям по обеспечению безопасности движения, ликвидации «узких мест» в пропускной способности магистралей, модернизации инфраструктуры основных направлений сети. Так, в 2009 г. уложено 87,7 км дополнительных главных путей, выполнены работы по удлинению станционных путей общей протяженностью укладки 118,3 км, проведена реконструкция ряда станций. Кроме этого, введено 53 км новых линий, реконструировано почти 170 км контактной сети и более 1 670 км — верхнего строения пути. Проведена реконструкция нескольких тоннелей. В результате удалось снизить протяженность участков с ограниченной пропускной способностью почти на тысячу километров.

В рамках реализации программы по повышению безопасности движения в 2009 г. ОАО «РЖД» оборудовало 66 железнодорожных переездов устройствами заграждения. Объем инвестиций на УЗП составил порядка 200 млн руб. Уточним, что данная система с помощью высоких плит, автоматически поднимающихся при запрещающем сигнале светофора, преграждает автотранспорту выезд на железнодорожное полотно во время следования по нему подвижного состава.

Кроме того, в 2009 г. была проведена укладка резиново-технических настилов на 351 переезде, оборудовано шлагбаумами ПАШ 46 переездов, установлено оборудование связи с органами ГИБДД на 55 переездах. Также проведены работы по улучшению электроснабжения на 124 и улучшению электроосвещения на 212 переездах. Проведен капитальный ремонт 377 переездов и построен 1 путепровод.

Результатом этих мероприятий стало повышение безопасности движения на пересечении железнодорожных путей и автомобильных дорог. Количество ДТП на переездах сократилось по сравнению с 2008 г. на 10,6%.

В строительство и реконструкцию искусственных сооружений в 2009 г. ОАО «РЖД» инвестировало 15,1 млрд руб.
В течение года в эксплуатацию было введено несколько важных инфраструктурных объектов (мостов и тоннелей).

Так, новый железнодорожный мост через реку Обь в районе города Камень-на-Оби (Западно-Сибирская железная дорога) обеспечит нарастающий грузопоток по данному стратегическому грузовому направлению Западно-Сибирской железной дороги (прежде всего угля из Кузбасса). Движение на Среднесибирском ходу вышло на качественно новый уровень — пропускная способность возросла до 100 пар поездов в сутки.

Запуск второй очереди совмещенного моста через реку Амур (Дальневосточная железная дорога) ликвидировал последний однопутный участок на всей Транссибирской магистрали и позволил увеличить пропускную способность дальневосточной части Транссиба в 1,6 раза.

Реконструированный Нанхчульский тоннель (Красноярская железная дорога) имеет стратегическое значение в перевозках по южному ходу Транссиба. В настоящее время он может обеспечить пропуск 32 пар поездов, а в перспективе — увеличение до 38.

Кроме того, за год были введены в эксплуатацию Лагар-Аульский тоннель на участке Архара — Хабаровск (Дальневосточная железная дорога), Навагинский тоннель на участке Армавир — Туапсе и Большой Новороссийский тоннель (Северо-Кавказская железная дорога), мост через реку Чуна на 124 км линии Тайшет — Лена (Восточно-Сибирская железная дорога) и другие объекты.

Если вернуться к успехам Октябрьской железной дороги, то можно отметить, что в 2009 г. ОАО «РЖД» инвестировало более 4,4 млрд рублей в реализацию проекта «Комплексная реконструкция участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива». Проведены работы по реконструкции инфраструктуры перегонов Мга — Войтоловка, Войтоловка — Пустынька, Войсковицы — Елизаветино, Войсковицы — Волосово, Елизаветино — Кикерино, станций «Мга» и «Елизаветино», установлена автоблокировка с тональными рельсовыми цепями на перегоне Котлы-2 — Северный парк, проведена реконструкция тяговой подстанции «Мга».

Напомним, что для создания необходимых условий по наращиванию товарооборота между Россией и странами ЕС через морской порт «Усть-Луга», а также для обеспечения грузоперевозок РЖД проводит работу по усилению ближних и дальних железнодорожных подходов к порту на период до 2020 г. согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г.».

Следует также отметить, что по итогам 2009 г. ОАО «РЖД» в полном объеме выполнило инвестиционную программу «Строительство технологического жилья». Было введено в эксплуатацию 965 жилых помещений специализированного жилищного фонда, в том числе в 152-х жилых малоквартирных домах на линейных станциях. Кроме того, при финансовой поддержке компании свыше 2,5 тыс. работников РЖД получили ипотечные кредиты для приобретения жилья в собственность. Около тысячи молодых семей получили безвозмездные субсидии в сумме 230 млн руб. на погашение части задолженности по ранее полученным ипотечным субсидируемым кредитам в связи с рождением детей. Напомним, что в компании осуществляется Концепция жилищной политики до 2010 г.

И снова — дорога на Восток

На развитие Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД» в 2009 г. инвестировало 9,1 млрд руб. Продолжилась реализация второй очереди крупнейшего выделенного инвестиционного проекта РЖД «Перевозка нефти на Китай». Инвестиции в прошлом году составили более 2 млрд руб. Из них наибольшие объемы средств, 570 млн руб., затрачены на строительство 1-й очереди объекта по программе «Развитие станции «Карымская»» — приемоотправочного парка. Инвестиции в размере 511 млн руб. были направлены на электрификацию участка Карымская — Оловянная, более 311,8 млн руб. — на реконструкцию первого главного пути на участке Карымская — Борзя. Также в составе проекта велось строительство технологического жилья и производственно-технической базы дистанции пути № 22 на станции «Могойтуй».

По выделенному проекту «Строительство и реконструкция искусственных сооружений» затрачено 851,9 млн руб. На эти средства велось строительство пешеходных мостов с реконструкцией земляного полотна. Наибольшие объемы материальных вложений в рамках реализации проекта были направлены на строительство железнодорожных мостов (492,2 млн руб.), а также на реконструкцию моста через реку Зея (247,5 млн руб.).

По выделенному инвестиционному проекту «Реконструкция (модернизация) железнодорожного пути» израсходовано свыше 2,3 млрд руб. По проекту «Строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и сортировочных станций» затрачено 737,8 млн руб., в том числе 382,9 млн направлено на строительство парка погранично-таможенного контроля на станции «Забайкальск» и 343,7 млн — на реконструкцию станции «Сковородино», как сообщает служба по связям с общественностью ЗабЖД.

Реконструкцию станции «Сковородино» РЖД провело в рамках реализации проекта «Строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан»» для обеспечения перевозки нефти на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2009 г. на станции было уложено 13 км путей и устроено 47 стрелочных переводов, завершены работы по установлению контактной сети; на стрелочных переводах проложено 43 электропривода. Выполнена укладка напольного кабеля (27,9 км), запущена новая система релейно-процессорной централизации. Развитая инфраструктура позволяет качественно обслуживать нефтеналивной терминал в Сковородино. Кроме того, с целью обеспечения перевозки нефтяных грузов проведена реконструкция разъезда Хмыловский Дальневосточной железной дороги и выполнено строительство железнодорожной инфраструктуры на участке Находка — Хмыловский.

В 2009 г. ОАО «РЖД» начало реализацию инвестиционного проекта «Развитие участка Тобольск — Сургут», целью которого является увеличение пропускной способности для грузовых и пассажирских поездов. Инвестиции составили более 587 млн руб. Проектом запланировано поэтапное строительство сплошных вторых путей. В прошедшем году было введено в эксплуатацию 30,5 км вторых главных путей и 27 стрелочных переводов на перегонах Самсоновский — Салым, Карпынг-Ега — Куть-Ях, 338 км — Кармыш. Также проведена подготовка земляного полотна и искусственных сооружений для работ в 2010 г.

Что год пришедший
нам готовит?
«Поддержка государством инвестпрограммы ОАО «РЖД» — это поддержка всей промышленности РФ», — заявил Владимир Якунин, выступая в Госдуме на заседании за круглым столом «Реформа железнодорожного транспорта в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы».
В настоящий момент дефицит инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» до 2015 г. составляет около 1,4 трлн руб., в том числе 380 млрд — субсидии из госбюджета и еще 1 трлн — за счет инвестиционной составляющей. «Сегодня оба эти механизма не работают. Это скажется на динамике старения основных фондов и на динамике развития самого РЖД», — резюмировал Владимир Якунин.

Что же касается положительных моментов, то в 2010 г. ОАО «РЖД» сможет, в частности, увеличить объемы ремонта пути. Планом ремонтно-путевых работ на год предусмотрена модернизация железнодорожного пути в объеме 10 тыс. км.
Большая часть работ пройдет на основных направлениях сети: Санкт-Петербург — Кошта, Волховстрой — Мурманск,
Москва — Курск, Свеча — Чепца, Кривозеровка — Старый Оскол, Кропачево — Пенза, Кустаревка — Сызрань, Курган — Мариинск, Чепца — Называевская, Мариинск — Тайшет — Иркутск, Хабаровск — Владивосток — Находка и др. Будет продолжена, в частности, укладка стрелочных переводов на железобетонные брусья, бесстыкового пути на железобетонные шпалы и пружинных рельсовых скреплений. После проведения данных ремонтно-путевых работ планируется повысить скорость поездов в пассажирском сообщении на протяжении 2 тыс. км, в грузовом сообщении — 1,7 тыс. км.

В 2009 г. всеми видами ремонта оздоровлено и сдано в эксплуатацию 7,4 тыс. км путей.
В рамках реализации программы по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах в 2010 г. компании предстоит построить 4 путепровода, уложить резиново-технические настилы на 361 переезде, оборудовать шлагбаумами ПАШ 27 переездов, установить оборудование связи с органами ГИБДД на 14 переездах. Проведение капитального ремонта запланировано на 375 переездах, оборудование устройствами заграждения (УЗП) — на 12-ти, работы по улучшению электроснабжения — на 52-х и электроосвещения — на 192-х переездах.

Напомним, что в минувшем декабре министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН, представляя новую инвестиционную программу РЖД, особо отметил, что объемы капитального ремонта основных фондов железных дорог будут увеличены в 2010 г. на 36%. Выделяемая при помощи государства сумма на эти цели составит 126,6 млрд руб. При этом общий годовой инвестбюджет ОАО «РЖД» на реализацию проектов за счет собственных средств составляет 210,5 млрд руб., или 94,5% от уровня 2009 г. Всего же, по данным главы Минтранса, бюджет холдинга планируется в сумме 334,7 млрд руб.

Приоритеты Октябрьской железной дороги

На Октябрьской железной дороге, как сообщил начальник ОЖД Виктор СТЕПОВ на недавней встрече с представителями региональных средств массовой информации, инвестпрограмма в 2010 г. составит 39,2 млрд руб. В Северо-Западном регионе реализуются инвестиционные проекты, которые являются приоритетными для ОАО «РЖД»: организация скоростного сообщения на участках Санкт-Петербург — Москва, Санкт-Петербург — Хельсинки, а также строительство подходов к порту «Усть-Луга».

Начальник ОЖД положительно оценил первые итоги эксплуатации скоростных поездов «Сапсан», которые начали курсировать между Санкт-Петербургом и Москвой с 17 декабря 2009 г.  Заполненность в первый месяц эксплуатации оказалась порядка 80%. Особой популярностью у пассажиров пользуются дневные рейсы в рабочие дни. Кстати, на мероприятия по усилению безопасности на данном участке в 2010 г. будет дополнительно инвестировано 220 млн руб.

12 февраля в Хельсинки вице-президент ОАО «РЖД» Михаил АКУЛОВ принял участие в презентации скоростного поезда Allegro. Поезда Allegro на платформе Pendolino Sm6 производства Alstom будут курсировать между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Первый состав в январе 2010 г. прибыл в Финляндию с завода компании Alstom (Италия), остальные три будут поставлены до конца года. Стоимость контракта составляет 120 млн евро.

«Для ОАО «РЖД» работа над проектом скоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки чрезвычайно важна, так как этот участок является одним из элементов скоростной железнодорожной системы России. Пассажирское сообщение между Россией и Финляндией занимает около 52% от всего объема международных перевозок ОАО «РЖД». Мы планируем увеличивать объем пассажирских перевозок между двумя странами до 12% каждый год на перспективу до 2014 г.», — сообщил Михаил Акулов.

В апреле текущего года поезд будет передан для тестирования в Россию.

В результате запуска Allegro время в пути между Хельсинки и Санкт-Петербургом будет сокращено с сегодняшних почти 6 часов до 3,5 часов. Планируется, что скоростное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки откроется в конце 2010 г.

Сокращение времени в пути предполагает также развитие путевой инфраструктуры в России и Финляндии. На финской территории проводится реконструкция участка железной дороги Лахти — Луумяки — Вайниккала. РЖД проводит реконструкцию железнодорожной инфраструктуры на участке Санкт-Петербург — Бусловская для увеличения скорости движения до 200 км/ч. В обеих странах окончание работ по модернизации инфраструктуры для скоростного сообщения намечено на осень 2010 г.

Международные проекты становятся масштабней

Знаковым событием начала года стало то, что 29 января в Вене компаниями ОАО «РЖДстрой» (дочернее общество ОАО «РЖД») и «Альпине Бау Гмбх» при участии президента ОАО «Российские железные дороги» и председателя наблюдательного совета «Альпине» было учреждено совместное предприятие «Альпине — РЖДстрой». Предметом деятельности общества будет формирование предложений и осуществление специальных инфраструктурных проектов на территории Российской Федерации, Австрии и других стран. Первыми проектами, в которых примет участие СП, станет строительство тоннеля в Тироле и двух тоннелей в Сочи (объекты инфраструктуры Олимпиады).

Совместное предприятие учреждается в форме общества с ограниченной ответственностью, зарегистрированного в Австрии. Представительство будет открыто в России. Уставной капитал СП составляет 200 тыс. евро.

«Сотрудничество с компанией «Альпине» означает для нас новые возможности в области управления строительными проектами и использования передовых технологий. Такой опыт будет востребован при реализации наших инфраструктурных проектов, прежде всего в рамках подготовки Сочи к Олимпиаде в 2014 г.

Партнерство с компанией «Альпине» позволит нам выйти на рынки инфраструктурных проектов Европы и третьих стран», — отметил Владимир Якунин.

Уточним, что «Альпине Бау Гмбх» является вторым по величине строительным концерном Австрии и успешно ведет проекты различного масштаба в 26 странах мира. Компания осуществляет деятельность в области строительства дорог и электростанций, железнодорожного и подземного строительства, сооружения мостов, а также в области специальных глубинных проектов.

Особая графа — олимпийская

В 2010 г. на строительство инфраструктурных объектов зимней Олимпиады-2014 в Сочи будет направлено 71,8 млрд руб. «В 2009 г. был создан хороший задел для реализации олимпийских проектов в установленные Правительством РФ сроки, — говорит Владимир Якунин. — Работы идут полным ходом в соответствии с графиком». В 2009 г. ОАО «РЖД» завершило этап проектирования и подготовительных работ по всем инфраструктурным объектам, проектно-сметная документация направлена на государственную экспертизу; были построены все временные объекты — дороги, мосты, вахтовые поселки, производственные базы. Всего выполнено проектных и строительных работ на общую сумму 48,8 млрд руб. Построены и приняты в эксплуатацию два железнодорожных грузовых двора в Имеретинской низменности для приемки и переработки грузов на период строительства объектов зимней Олимпиады до 2013 г.

По словам президента компании, в новом году ОАО «РЖД» предстоит олимпийский объем работ — в 1,5–2 раза больше, чем в прошлом. Это потребует мобилизации сил всех подразделений компании, проектных и строительных организаций. Только на выполнение проектных и строительных работ по объекту «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер — горноклиматический курорт Альпика-Сервис» направляется 60 млрд руб.

Кроме того, в 2010 г. будут проведены следующие работы:
 сдача во временную эксплуатацию первых шести километров автодороги с двумя развязками, что позволит замкнуть автомобильное кольцо вокруг аэропорта, обеспечив выезд из Имеретинской долины на существующую автодорогу на Красную Поляну, минуя Адлер;
 завершение проходки железнодорожных тоннелей № 2 (130 м) и № 6 (425 м),
сервисных тоннелей (штолен) комплекса № 1 (2 273 м) и № 5 (2 813 м);
 строительство на участке второго пути Сочи — Адлер — Веселое пяти больших железнодорожных мостов через реки Мзымта, Мацеста, Хоста, Агура, Кудепста и восьми малых мостов;
 начало проходки тоннелей № 6-бис и № 7-бис и строительство новых вокзальных комплексов «Имеретинский курорт» и «Адлер»;
 введение в эксплуатацию двупутных вставок на трех перегонах (Дагомыс — Сочи, Сочи — Мацеста, Якорная Щель — Лоо) общей длиной 7,2 км для усиления железнодорожной линии Туапсе — Адлер;
 начало строительства спального корпуса санатория «Мыс Видный» и реконструкции пассажирских терминалов — Дагомыс, Сочи, Мацеста и Хоста;
 по объекту строительства участка железной дороги Адлер — Аэропорт «Сочи» предстоит сдать под монтаж оборудования пассажирский павильон аэровокзального комплекса и обеспечить проходку тоннелей № 1(164 м) и № 2 (321 м).
Объем инвестиций на реализацию этих проектов в 2010 г. составит 11,8 млрд руб.

Общая стоимость строительства олимпийских объектов, по предварительным расчетам, составляет порядка 274 млрд руб. Из федерального бюджета 227 млрд руб. будет направлено на строительство совмещенной дороги, а 47 млрд — на строительство прочих объектов, которые заложены в инвестпрограмме ОАО «РЖД».

«С опережением графика ведутся работы по строительству совмещенной дороги и вторых путей на перегонах линии Туапсе — Адлер, а также новой железной дороги Адлер — Аэропорт Сочи», — уточнил Владимир Якунин, выступая 5 февраля на заседании общественного олимпийского совета в Сочи.

Напомним, что «Российские железные дороги» реализуют шесть инфраструктурных проектов к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 г. Проекты реализуются в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 613 от 27.07.2009 г.
«Олимпийские игры — это импульс и для экономического роста Краснодарского края, и для развития железнодорожного транспорта», — заявил Владимир Якунин на заседании общественного олимпийского совета.

Автор: Сергей Александров
Дата: 06.04.2010
«Федеральный строительный рынок» № 82
Рубрика: ***




«« назад