Публикации »

Вадим Александров: «Под одну гребенку – это неправильно»

Генеральный директор питерского ОАО «Метрострой» Вадим АЛЕКСАНДРОВ одним из первых среди руководителей крупных предприятий профессионально занялся вопросами внедрения саморегулирования в строительной отрасли. Результатом этой деятельности стало то, что в Санкт-Петербурге зарегистрировано первое в России и даже общероссийское специализированное СРО — Некоммерческое партнерство «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов», соучредителями которого совместно с Тоннельной ассоциацией России выступили метростроевцы. Президентом саморегулируемой организации выбран Вадим Александров. Он и отвечает на вопросы об особенностях деятельности специализированного СРО.

— Вадим Николаевич, на Ваш взгляд, почему оказалось востребовано создание специализированных СРО, в частности в строительстве и проектировании подземных сооружений?

— Ответ весьма прост: ну как может организация, которая занимается, например, строительством высотных домов, выдавать разрешение на работу в подземном строительстве? Обязательно в СРО должны быть специалисты-подземщики. По большому счету, подобных специалистов не так уж и много, чтобы можно было «распыляться». И вот мы создали специализированную организацию. Одна из ее главных особенностей заключается в том, что работы у нас особо сложные и особо опасные, при этом требования к нам всегда были достаточно серьезные — для получения лицензий и т. д.

Я считаю, что вообще нельзя всех нивелировать. Под одну гребенку — это неправильно. Поэтому относительно СРО мы и раньше уже говорили, и сейчас проводим ряд переговоров — прежде всего с Ростехнадзором, — что в данном отношении надо немного поправить законодательство. Однако сегодня главная задача все-таки в том, что нужно начать работать по схеме саморегулирования, а потом жизнь расставит все по своим местам.

Конечно, специализированные СРО должны существовать. Вот мы создали некоммерческое партнерство по подземному строительству, но несмотря на это «Метрострою» потребовалось войти и в СРО строителей-атомщиков, чтобы иметь допуск к соответствующим работам. Я при обсуждении вступления говорил: «Мы же подземщики, у нас и так требования строже некуда». Мне ответили: «Но у нас требования другие». Наверное, это тоже правильно, они данную линию должны постепенно взять под профессиональный контроль.

Я думаю, к специализации в саморегулировании мы все и придем. Кстати, с участием «Метростроя» ведь организовано и еще одно НП — проектировщиков подземного строительства. А если компания занимается и строительством, и проектированием, что среди крупных компаний встречается довольно часто, то по закону она должна вступить в два разных СРО. Наши две организации будут действовать параллельно.

— Как Вы себе представляете функционирование в рамках СРО организационного механизма, призванного обеспечить повышение качества и безопасности работ?

— Качество и безопасность — в числе важнейших аспектов производственной жизни. Это должны контролировать саморегулируемые организации. Этим будет заниматься отдельная служба, организуемая внутри структуры СРО. Создать такую специальную группу, которая будет контролировать ход работ и в том числе вопросы безопасности, требуется в обязательном порядке. Принимая предприятия в свою организацию, мы выясняем также и то, сколько у них работников, есть ли отдел охраны труда. Для выдачи допуска на какой-либо вид работ уточняем, как та или иная фирма способна решать вопросы, касающиеся обеспечения безопасности. И не только. Я уверен, жизнь покажет, что надо еще много чем заниматься.

Так, к сожалению, сейчас многие каким-то образом позабыли о самом главном — о людях. Как надо заботиться о них в современных условиях? Наличие профсоюза — это дело добровольное, но вот коллективный договор, я считаю, заключать надо обязательно, определенные социальные условия и гарантии людям нужно предоставлять. Я вижу, что творится сейчас во многих организациях, когда приезжие строители живут в жутких, антисанитарных условиях. Это тоже вопросы, на которые мы должны каким-то образом реагировать. А кто еще? Получается, что больше некому. Уверен, это те вопросы, которыми нам надо заниматься, даже если они не входят в устав СРО.

— Как Вы считаете, достаточно ли четко прописан механизм обеспечения коллективной ответственности членов СРО?

— Четко пока ничего не прописано. Но нужно начать и постепенно заполнять те пробелы, которые обнаружит практика. Вот сейчас, например, уже ставится вопрос о том, что для маленьких организаций, где штат 5–10 человек, 300 тыс. рублей вступительного взноса в СРО — это неподъемный груз. Если они в год, скажем, могут выработать только до миллиона. Вполне вероятно, что их от такого взноса освободят. Но тут тоже не должно бы быть перегиба. Возникает вопрос: как найти оптимальную грань? Не начнут ли все, кто может, дробиться на такие малые организации или «прятать» людей, проводя зарплаты по так называемой черной схеме, и т. д.?

— А не препятствуют ли вступлению региональных компаний в общероссийское специализированное СРО местные власти или отраслевые союзы, скажем, грозя «отлучением» от тендеров или вообще проблемами с работой на своем рынке?

— К сожалению, да, ряд компаний в некоторых регионах с подобным уже столкнулись. Увы, административный ресурс — есть административный ресурс. И некоторые компании вступают не в ту СРО, которая их привлекает как профессионалов, а в ту, куда укажут. Я думаю, пройдет не один год, прежде чем жизнь все расставит на свои места, и все поймут, что качество и безопасность при особо ответственных работах важнее каких-либо амбиций или частных финансовых интересов.

— Как Вы относитесь к той точке зрения, что лицензирование тоже следовало бы оставить, по меньшей мере, на переходный период?

— Лицензирование нужно не в целом, а на допуск к определенным работам — повышенной сложности и ответственности. Но, опять же, по таким особым случаям оно ведь фактически и не отменено. Вот по тому же атомному строительству — оно в любом случае остается, лицензии обязательно придется получать. При этом в СРО вступать тоже надо.

— На Ваш взгляд, какие задачи должны быть решены в качестве первоочередных при разработке отраслевых стандартов специализированной СРО?

— Во-первых, любой организации сначала нужно сформировать бюджет и выяснить, в каких направлениях двигаться дальше, исходя из того, каким предприятиям даны допуски и что в этих направлениях наработано. Если видим, что стандарты устарели, а СНиПов не разрабатывалось, значит здесь нужно каким-то образом помогать. Сможем ли всем сразу помочь, сейчас сложно сказать — одновременно всех охватить трудно. Но мы ведь все-таки специализированная СРО. Любая другая тем более не сможет сразу всеми заняться профессионально, скажем, подземщиками и высотниками, а вдобавок еще водолазами и вертолетчиками. Специализированная направленность на общероссийском уровне — я считаю, это очевидное преимущество. А началом могут стать хотя бы временные технические условия и требования, которые мы при необходимости и будем создавать.

Автор: по материалам редакции
Дата: 08.02.2010
«Федеральный строительный рынок» № 81
Рубрика: ***




«« назад