ОАО «Минскметропроект»: внести свою лепту в подготовку к Олимпиаде
Деятельность ОАО «Минскметропроект» (Республика Беларусь) связана не только с многолетней историей проектирования Минского метрополитена, но и объектов метростроения в странах СНГ, а также в Польше и на Кубе. Организация разрабатывает и иные масштабные проекты по подземному строительству. Так, имя института громко прозвучало на всю Россию в связи с предновогодней сдачей в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры Олимпиады-2014 в Сочи. За подробностями редакция обратилась к Виктору ПОЛИЩУКУ, главному инженеру ОАО «Минскметропроект». — Виктор Петрович, пожалуйста, напомните историю и основные достижения «Минскметропроекта». — Открытое акционерное общество «Минскметропроект» более чем тридцать лет является генеральным проектировщиком комплекса сооружений метрополитена в Минске — столице Беларуси. Ко времени создания конкурентной среды в новых экономических условиях суверенной Беларуси «Минскметропроект» обладал стабильным и уникальным коллективом проектировщиков. Основной его задачей, как и прежде, была разработка проектно-сметной документации для Минского метрополитена. Однако в середине 90-х годов темпы его строительства стали снижаться, и «Минскметропроект» предпринял усилия для получения дополнительных заказов на проектные работы. Имеющийся у наших специалистов опыт был применен для проектирования ряда подземных пешеходных переходов на таких железнодорожных станциях, как «Гомель-Пассажирский», «Минск-Пассажирский», «Брест-Пассажирский», «Минск-Северный» и «Минск-Восточный», а также на Ярославском вокзале в Москве. Специализируясь на разработке технологических решений и решений по вееру путей для электродепо метрополитенов, ОАО «Минскметропроект» выполнял и выполняет в настоящее время проектирование этих объектов для метро России и стран СНГ. Запроектировано, построено и введено в эксплуатацию электродепо метрополитена в Казани. Проектируются такие же объекты для Алматы (Казахстан), Баку (Азербайджан), а также для российских городов — Екатеринбурга, Омска, Челябинска. — Какова история участия института в проекте по строительству объездной дороги в Сочи? И каков вообще ваш опыт по автодорожному строительству на территории России в современных условиях? — В постсоветский период первым опытом работы в районе Сочи для «Минскметропроекта» был проект автодорожного тоннеля на 43-м километре автодороги Адлер — Красная Поляна (разработан в начале 90-х годов). Именно он позволил применить на практике имеющийся опыт и изучить нормативные требования, предъявляемые к объектам в горной местности. Проект не был реализован из-за принятия решения по прохождению трассы в обход скального участка, однако полученный опыт по проектированию горного тоннеля оказался востребован впоследствии. В 1998 г. совместно с ООО «Тоннельдорстрой» (Сочи) мы участвовали в принятии решения по прохождению трассы автодороги Адлер — Красная Поляна на одном из самых сложных ее участков — в районе ущелья и реки Мзымта — на 46-м км Тогда же разработан проект и начато строительство участка автодороги протяженностью 4,9 км с двумя тоннелями длиной 420 м и 380 м в особо сложных инженерно-геологических условиях. Участок был введен в эксплуатацию в конце 2002 г. Кстати, в этот же период были предприняты усилия для продвижения наших проектных услуг в Краснодарском крае. При этом мы четко представляли все сложности проектирования объектов в горной местности с высокой сейсмичностью. Правильность выбранного направления подтвердилась, когда стало известно о проведении зимних Олимпийских игр в Сочи. Еще одной интересной работой, выполненной совместно с ООО «Тоннельдорстрой» в Сочи, стала инженерная защита от камнепадов на автодороге Адлер — Красная Поляна. Задача проекта — обеспечение защиты от камнепадов и снежных лавин участка автодороги, проходящей в районе ущелья Ац-Ху. Поэтому в проекте было предусмотрено устройство защитных галерей от камнепадов и снежных лавин, а также барьерных металлических ограждений со стороны ущелья без остановки движения по участку дороги и при постоянной угрозе развития опасных геологических процессов. Работа уникальна, поскольку на проектирование подобных сооружений практически отсутствует нормативная база, и практический опыт их строительства в России ограничен. По этому проекту было построено восемь противолавинных и противокамнепадных галерей тоннельного типа, которые обеспечивали безопасность движения на участке автодороги протяженностью около 4 км до ввода в эксплуатацию Краснополянского тоннеля. Развивая успешный опыт работы, «Минскметропроект» в период 2000–2006 гг. принимал участие еще в нескольких проектах для дорожной отрасли Российской Федерации. В сотрудничестве с проектным институтом «Белгипродор» (Минск) были разработаны: Обоснование инвестиций в строительство подъездов к объектам туристско-спортивного комплекса «Красная Поляна» (это оказались будущие объекты Олимпиады-2014) и Инженерный проект транспортной развязки на примыкании автодорожного обхода центра г. Сочи к 172 км федеральной автодороги Джубга — Сочи. Совместно с институтом «СевкавдорНИИ» (Ростов-на-Дону) разработаны Обоснования инвестиций в проекты: автодорожный обход г. Туапсе и автодорожный обход пос. Лазаревское, а также третьей очереди автодорожного обхода г. Сочи. В каждом из них предусматривается строительство тоннелей общей протяженностью свыше 20 км. Перспективным направлением работы является наше участие в развитии автомобильной дороги Алагир — Нижний Заромаг в Республике Северная Осетия. Наиболее значительной работой в период 2007–2008 гг. на этом направлении стала разработка и защита в Главгосэкспертизе России проекта — капитальный ремонт Рокского автодорожного тоннеля. — Каков общий объем ваших работ в Сочи? Что уже сделано? — ОАО «Минскметропроект» — генеральный проектировщик объекта «Автомобильная дорога Джубга — Сочи на участке обхода г. Сочи ПК134-ПК194», являющегося II очередью автодорожного обхода центра Сочи на пересечении р. Сочи и Мамайского хребта. Этот участок автодороги протяженностью 4,4 км — с мостовым переходом через р. Сочи (0,7 км), автодорожным тоннелем (2,6 км), эстакадным участком от северного портала тоннеля к развязке (1,1 км) и транспортной развязкой на 172 км существующей автодороги Джубга — Сочи. Собственными силами ОАО «Минскметропроект» запроектирован комплекс автодорожного тоннеля № 6 со вспомогательными подземными сооружениями. Общая протяженностью этого уникального инженерного сооружения с подземными выработками — более 5 км. Строительство велось в очень сложных инженерно-геологических условиях высокой сейсмичности и крупного геологического нарушения, носящего название «Воронцовский надвиг». Кроме самого тоннеля, специалистами ОАО «Минскметропроект» также выполнено проектирование наземной инфраструктуры для его функционирования, а именно: инженерного корпуса, пожарного депо, припортальных зданий сооружений, системы инженерной защиты припортальных площадок — удерживающих, водоотводных, водопропускных и берегоукрепительных сооружений, то есть запроектирована вся инженерная часть, обеспечивающая защиту объекта от опасных геологических процессов в условиях высокой сейсмичности и его безопасную эксплуатацию при возможных чрезвычайных ситуациях. Проект насыщен современными прогрессивными решениями в части компоновки сооружений, систем вентиляции, электроснабжения, управления технологическими процессами при эксплуатации. Применены новые системы гидроизоляции и водоотвода в тоннеле. Выполнены оригинальные решения по архитектурному оформлению порталов и транспортной зоны тоннеля, а также припортальных участков. Партнерами ОАО «Минскметропроект» на этой стройке являлись: Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья (заказчик проектирования и строительства), ООО «Тоннельдорстрой», Сочи (генеральный подрядчик), ОАО «Гипротрансмост», Москва (проектировщик мостов и эстакад), УП «Белгипродор», Минск (проектировщик транспортной развязки), ОАО «Ленметрогипротранс», Санкт-Петербург (проектировщик раздела автоматизации, сигнализации и связи), ООО «Югтранспроект», Сочи (проектировщик реконструкции инженерных сетей и подключения к ним объекта), ОАО «Сочикоммунпроект» (разработчик раздела «организация дорожного движения»), НИПИ «Инжгео», Краснодар (исполнитель инженерных изысканий для всего строительства). Участие в проектировании таких сложных объектов способствует повышению профессионального имиджа организации и ее конкурентоспособности, а также позволяет ОАО «Минскметропроект» достойно представлять Республику Беларусь в совместной работе с Россией по подготовке Сочи к зимним Олимпийским играм 2014 г. В настоящее время мы продолжаем работу в Сочи: разрабатываются проект и рабочая документация для строительства двух автодорожных тоннелей (№1 и №3) на объекте «Совмещенная дорога Адлер — Альпика-Сервис». Эта дорога пройдет от побережья Черного моря, где расположена Олимпийская деревня, к месту проведения игр в Красной Поляне. — Какова стратегия ОАО «Минскметропроект» на ближайшую перспективу? — Как известно, существовавший в России институт лицензирования в строительстве упразднен, и в настоящее время создается система саморегулируемых организаций, которым государство делегирует право выдавать допуск на рынок проектных и строительных услуг. Мы были готовы к такому повороту событий. Наша организация подготовила соответствующие документы, подтверждающие ее квалификационный уровень, прошла необходимые процедуры по оформлению вступления в такое профессиональное сообщество и получила соответствующий допуск. С другой стороны, «Минскметропроект» никогда не прерывал профессиональных связей со своими коллегами в области подземного строительства в России, Украине, Казахстане, Азербайджане, Узбекистане и является коллективным членом Тоннельной ассоциации России, Академии транспорта России. Необходимая информация о нас постоянно присутствует на рынке проектной продукции РФ. Наше участие в развитии строительной отрасли России достаточно активное — мы регулярно выступаем на конференциях, семинарах и в периодической печати, что позволяет заявить о себе и обеспечивает определенную известность. Мы устанавливаем и поддерживаем контакты не только с нашими коллегами из России и стран СНГ, но и с крупными мировыми производителями материалов, специального строительного оборудования для подземного строительства и инженерного оборудования для оснащения подземных объектов. Мы также основательно готовимся к участию в конкурсных торгах на рынке строительных услуг России, на котором условия работы значительно отличались от белорусских. Поэтому самое серьезное внимание уделяли и уделяем повышению технического уровня проектов, развитию системы менеджмента качества организации, изучению и порядку применения достаточно быстро меняющегося законодательства в строительной сфере России, постоянной актуализации в связи с этим действующей информационной базы и программного обеспечения нашей организации, изучению нормативно-технической документации. Главное стратегическое направление нашей деятельности было и остается обеспечение высокого качества проектных услуг за счет высокого профессионализма наших сотрудников. Надеюсь, что профессионалы будут всегда востребованы как в Белоруссии, так и в России. В заключение хочу выразить благодарность всем участникам проектирования и строительства сочинских объектов, прежде всего сотрудникам ОАО «Минскметропроект», нашим белорусским и российским коллегам-проектировщикам, принимавшим участие в разработке документации для этой стройки, тем специалистам службы заказчика и подрядчика, с которыми пришлось взаимодействовать. Хочется также поздравить всех участников строительства с его успешным завершением. Надеюсь, что построенный объект в короткий срок выйдет на проектную мощность, будет произведена наладка всех инженерных систем и обеспечено их бесперебойное функционирование. Надеюсь, что новый участок дороги доставит радость жителям и гостям города Сочи, и они по достоинству оценят нашу работу.
По проектной документации, разрабатываемой ОАО «Минскметропроект», построено две линии Минского метрополитена с 25-ю станциями протяженностью 31,5 км. Продолжается проектирование и строительство еще четырех станций 1-й линии и начата разработка проекта 3-й линии метрополитена.
Несмотря на то, что основные усилия нашего коллектива были направлены на своевременную и качественную разработку проектно-сметной документации для этого объекта, он никогда не ограничивался только главной своей задачей.
В течение 80–90-х гг. коллектив оказывал техническое содействие при проектировании метрополитена в Варшаве и реконструкции транспортного тоннеля в Афганистане, также он принимал участие и в разработке обоснования инвестиций и проекта метрополитена в Гаване. Проектная документация на разных стадиях была выполнена для Москвы и Ростова-на-Дону (Россия), Донецка (Украина), Каунаса (Литва), Риги (Латвия).
Наша организация с середины 90-х годов и по настоящее время принимает участие в проектировании таких уникальных для Беларуси объектов, как Общественно-торговый центр «Столица», Спортивный центр «Минск-Арена». Выполнено проектирование совершенно нового для нас типа сооружений — многоуровневого гаража-стоянки с объектами общественно-торгового назначения (ул. Немиге, Минск).
Накопленный опыт работы по проектированию объектов подземного строительства был также востребован при разработке проектной документации для строительства в столице Беларуси масштабного объекта — ливневого коллектора «Центр» общей протяженностью 16 км. Сейчас начата реализация этого проекта. С его завершением начнется разработка система защиты города от затопления при ливнях редкой повторяемости, и, таким образом, будут созданы предпосылки для дальнейшего развития города и освоения новых площадок для его застройки.
автодороги (пос. Красная Поляна). Рассматривались различные решения, и выбор был сделан в пользу нашего варианта (с двумя тоннелями).
Сегодня, когда я вижу результаты нашего труда, испытываю гордость за сделанное. При этом отдаю себе отчет в том, что не все получилось — были и неудачи, многое, с учетом сегодняшнего опыта, можно будет сделать по-другому, лучше.
Автор: по материалам редакции Дата: 08.02.2010 «Федеральный строительный рынок» № 81 Рубрика: *** |