ООО «Тоннельдорстрой»: к Олимпиаде завершена стройка десятилетия
Сочинское ООО «Тоннельдорстрой» является одной из ведущих организаций России, осуществляющих строительство и проектирование транспортных тоннелей большого сечения, а также мостов, укрепительных и противооползневых сооружений в сейсмоопасной зоне. Участие предприятия в реализации проектов транспортной инфраструктуры зимней Олимпиады-2014 видится вполне закономерным. Подробности по недавнему завершению строительства участка автодорожного обхода Сочи рассказал нашему корреспонденту генеральный директор ООО «Тоннельдорстрой» Ю. А. МОРДВИНКОВ. — Юрий Алексеевич, пожалуйста, напомните основные достижения ООО «Тоннельдорстрой». — Наша история уходит своими корнями в 1979 г., когда был открыт сочинский участок Тоннельного отряда №1 УС «Минскметрострой», на базе которого в 1991 г. и было образовано непосредственно ООО «Тоннельдорстрой». С самого начала своей деятельности «Тоннельдорстрой» стал активно развиваться, укрепляться квалифицированными кадрами и молодыми специалистами. Сегодня у нас трудятся более 4 тыс. специалистов разных профилей. Основными достижениями являются: — Какова история участия предприятия в проекте по строительству объездной дороги? — Оценив мастерство наших тоннелестроителей и их вклад в развитие дорожного хозяйства, Минавтодор еще в 2000 г. поручил предприятию сооружение тоннеля №6, моста через р. Сочи и 2-х эстакад на участке ПК 134 — ПК 194 автодорожного обхода Сочи. Проектов по переустройству города и совершенствованию инфраструктуры еще раньше было немало. При достаточном финансировании все их можно было бы реализовать за 3–4 года. Но в начале перехода к рыночной экономике многие объекты оказались «замороженными» на те же 5–6 лет. Фактически, отставание получилось намного больше, потому что пришлось начинать все с начала, кроме этого предстояло освоить новые технологии и материалы. — Каков общий объем ваших работ по объекту? — В состав работ «Тоннельдорстроя», как генерального подрядчика на участке автодороги ПК 131+13,22 — ПК175+28, вошли: мост через р. Сочи протяженностью 644,09 м. п., в его составе: русловая часть моста 426 п. м (габарит Г-11,5+1*1; схема 60*2*123*80,4) и пойменная часть эстакады L=256 п. м (габарит Г-19,5+0,5+1*1); эстакада на р. Псахе на ПК 2+15 ПК 7+89,25 (протяженность — 574,3 п. м); развязка на р. Псахе с мостом на съезде №1 L=19,4 п. м (габарит Г-14,15+2,25+0,75) и мостом на съезде №4 L=25 п. м (габарит Г-14,15+2,25+0,75); И, наконец, инженерные сооружения: 7-этажный инженерный корпус, лабораторный корпус с убежищем ГО (общая площадь — 5085 кв.м.); пожарное депо площадью 1360 кв.м.; 6 очистных сооружений для очистки сточных вод (проект был разработан фирмой «Органика») с применением новейших технологий. Строительство всего объекта удалось завершить на год раньше запланированного срока. — Насколько важное место заняло применение новых технологий? — Изначально сооружение тоннеля велось уступом с разработкой грунта буровзрывным способом со скоростью 30–40 п. м. Опыт, приобретенный в начальный период строительства тоннеля, показал, что традиционная арко-бетонная крепь требует значительного расхода дорогостоящего проката, ее устройство весьма трудоемко, к тому же она не отвечает требованиям гибкой технологии при изменениях структуры горной породы в процессе проходки. На устройство временной крепи затрачивается большая часть времени проходческого цикла, поэтому темпы проходки даже при разработке грунта калотты высокопроизводительным комбайном избирательного действия не превышали 60 м в месяц. В 2006 г. «Тоннельдорстрой» перешел на комбайновый метод проходки горных выработок и освоил технологию NATM (ново-австрийский метод проходки тоннелей) . Для проходки калотты тоннеля №6 автодороги Джубга — Сочи на участке обхода города применен проходческий комбайн WIRTH PAURAT Т 3.20 (фирма WIRTH Paurat Германия). Рабочий орган машины снабжен телескопическим устройством, что обеспечивает ширину резания 9 м и высоту 7,7 м. Средняя производительность комбайна в грунтах с коэффициентом 8 по шкале Протодьяконова составляет 150–120 куб./ч. В технологическую схему временного крепления включена установка для нанесения набрызгбетона мокрым способом модели Sika РМ 500 РС на пневмоходу (Швейцария). Максимальная высота подачи сопла при наклоне телескопической стрелы в 60о составляет 14,8 м, дальность подачи по горизонтали — 13,3 м. Управление соплом можно осуществлять как со стационарного пульта, установленного на шасси машины, так и посредством дистанционного кабельного или радиоуправления. Производительность бетононасоса установки — 30 куб. м/ч. Сущность метода NATM включает в себя круглосуточной мониторинг за деформациями временной крепи тоннеля и горного массива. Для его выполнения была привлечена известная фирма Geodata. Применение технологии NATM позволило повысить скорость проходки верхнего уступа тоннеля до 150 м в месяц (напомню, против 30–60 м при проходке обычным способом). Параллельно ударными темпами выполнялись работы по бетонированию основной несущей конструкции сооружения — постоянной обделки, толщина которой составляет до 1,38 м в пяте свода. Для выполнения этой трудоемкой работы мы приобрели передвижную опалубку марки PERI, а также и довели количество цельносекционных металлических опалубок, разработанных ООО «Тоннельдорстрой», до 5шт. Бетонные заводы, расположенные на наших производственных базах, выпускали по 2,5 тыс. куб. м бетона в сутки. Особое внимание было уделено проблемам безопасности и эксплуатации, для чего между основным тоннелем и многофункциональной штольней (которая построено параллельно трассе тоннеля на всем его протяжении) устроено 17 сбоек, выполняющих эксплуатационную и эвакуационную функции. Система электроснабжения включает четыре независимые подстанции, источники бесперебойного питания и резервные дизель-генераторы, которые обеспечивают работу систем аварийного освещения, вентиляции, дымоудаления и пожаротушения. Информация с датчиков и камер поступает в центральную диспетчерскую, из которой осуществляется управление всеми инженерными сооружениями на обходе города Сочи. Конструкция тоннеля предусматривает его мойку с помощью специализированных машин. Экология при этом не нарушается, так как загрязненные сточные воды попадают в очистные сооружения и только после этого в ливневую канализацию. Всего построено шесть очистных сооружений: для стоков с южного и северного порталов, с моста через реку Сочи и с эстакады над рекой Псахе. — Насколько сложной является задача обеспечения «олимпийского» качества строительных работ? — «Тоннельдорстрой» — одна из немногих подобных отечественных организаций, сделавших шаг в направлении повышения качества строительства до уровня мировых стандартов. Благодаря этому нам и удалось войти в число крупнейших строительных фирм России. Четыре года назад нашими сотрудниками разработана и внедрена на предприятии система управления качеством, которая регламентирует работу всех отделов фирмы, что позволяет исключить выпуск брака и некачественных строительных услуг (путем контроля производственных процессов, как на конвейерной ленте). Все это позволяет применять новые технологии, которые появлялись в процессе строительства, новые материалы, новую технику при строительстве всех искусственных сооружений. Внедренная система управления качеством сертифицирована авторитетной германской компанией «ТЮФ Рейнланд Груп». Построенный тоннель №6 с мостовыми подходами и транспортными развязками не только не уступает зарубежным образцам, но по некоторым показателям и превосходит их. Специалисты, приезжающие в Сочи из западных стран, отдают должное качеству объектов, построенных ООО «Тоннельдорстрой». Высокое качество строительно-монтажных работ и слаженная работа всего административного аппарата позволяет нам не только быть полноценно задействованными на отечественном строительном рынке, но и составлять серьезную конкуренцию иностранным компаниям. — Каковы общие итоги деятельности «Тоннельдорстроя» в 2009 г. и планы на ближайшую перспективу? — Главным итогом деятельности ООО «Тоннельдорстрой» и его 11 структурных подразделений, конечно, является пуск в эксплуатацию части автодороги обхода города Сочи и, в частности, тоннеля №6, моста через реку Сочи и эстакады на 172 км автодороги Джубга — Сочи. Этого события долго ждали сочинцы, так как многие на себе испытали все неудобства ежедневных простоев в пробках, а также ухудшающейся экологической обстановки. Почти десятилетие для генерального директора и для большинства сотрудников коллектива основной стройкой являлся обход Сочи, и достойно завершить ее — было делом чести. При строительстве объектов в условиях сложной геологии, слабых грунтов, на оползневых участках и высокой сейсмичности, которые приходилось преодолевать на протяжении всего существования фирмы, нами накоплен богатый опыт. Все это закалило сотрудников предприятия, сделало его одной из крупнейших строительных организаций на Юге России. Я верю, что все наши сотрудники дорожат и гордятся тем, что работают в «Тоннельдорстрое». Их объединяет общее любимое дело. Такой патриотический корпоративный настрой — залог как успешного завершения работ на возводимых объектах, так и дальнейшей готовности к участию в строительстве объектов дорожной инфраструктуры Олимпиады.
сооружение автодорожных тоннелей протяженностью 1 234 м на автодороге Джубга — Сочи (1986 г.);
сдача в эксплуатацию автодорожного тоннеля L=186 м и укрепительных сооружений на «37 км» автодороги Адлер-Красная Поляна (1998 г.);
сдача подходов с укрепительными сооружениями L=600м к 700-метровому мостовому переходу (высота опор до 79 м)
через реку Чемитоквадже автодороги Джубга — Сочи (2000 г.);
сдача в эксплуатацию двух автодорожных тоннелей L=720м и 11 укрепительных сооружений на «46км» автодороги «Адлер- Красная Поляна» (2002 г.);
сдача восьми противообвальных галерей L=196м на скальном участке автодороги Адлер — Красная Поляна (2003 г.);
строительство участка длиной 350 м тоннеля «Краснополянский» автодороги Адлер — Красная Поляна (2005 г.);
сдача в эксплуатацию сталежелезобетонного моста L=84 м через реку Сочи в районе «Краснодарского кольца» (2006 г.);
сдача в эксплуатацию моста L=33 м через реку Джейхот (2006 г.);
начало работ по II-й очереди Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена (2007 г.);
пуск тоннеля №6 L=2620 м, моста через р. Сочи и 2-х эстакад L= 1224 м на участке ПК 134 — ПК 194 автодорожного обхода г. Сочи (25 декабря 2009 г.).
Олимпийские игры 2014 г. кардинально изменили финансирование, и 2007 г. стал переломным в строительстве автодорожного обхода Сочи.
Автодорожный тоннель №6 на ПК131+13,22 — ПК164+18.20 протяженностью 2 620,2 п. м, в составе: двухпутный тоннель L=2620,2 п. м (основной габарит Г (9,5+2*0,75); многофункциональная штольня L=2518,3 п. м; вентиляционные стволы №8 H=128 п. м и №7 H=173 п. м; система дымоудаления оборудована 6 вентиляторами, производительностью 125 м3 в сек. каждый; приточная вентиляция оборудована 4 вентиляторами для подачи свежего воздуха производительностью 125 м3 в сек. каждый; 17 сбоек для эвакуации людей, оснащено автономной системой вентиляции управляемой с центрального диспетчерского пункта; порталы тоннеля выполнены по отдельным архитектурным проектам, общий объем уложенного бетона при их устройстве составил 2430 м3; 3-х ярусные берегоукрепительные сооружения L=271 п.м. с рядом подпорных стен; шумозащитный экран L=1170м.; на мостах и эстакадах выполнены мероприятия по устройству водозабора на р. Сочи.
В качестве первичной обделки проектом предусматривалась арко-бетонная крепь, которая была внедрена при строительстве тоннелей БАМа и широко практикуется на строительстве транспортных тоннелей на Кавказе в весьма широком диапазоне инженерно-геологических условий.
Для анкерного крепления выработки приобретена самоходная установка Atlas Copco Boltec LG (Швеция), которая способна в автоматическом режиме выполнять бурение шпуров, нагнетание раствора, установку анкерных болтов различной длины. Такую уникальную технику предприятие приобрело шестым (по счету во всем мире!).
Непосредственная проходка тоннеля и многофункциональной штольни — это наибольшая и трудоемкая часть работы, которая была закончена в феврале 2009 г.
Конструкция дорожной одежды сооружалась с помощью новейшей бетоноукладочной машиной со скользящими формами марки Terex производства США. Машина была приобретена в мае 2009 г. Она позволила выполнять беспрерывно работы по устройству дорожной одежды с максимально возможным качеством.
Таким образом, тоннель №6 — без-опасное, технологичное инженерное со-оружение, соответствующее современным требованиям.
Автор: по материалам редакции Дата: 08.02.2010 «Федеральный строительный рынок» № 81 Рубрика: *** |