Публикации »

Владимир Кужель о масштабной программе строительства олимпийских объектов

Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» (ФГУ ДСД «Черноморье») входит в число госорганизаций, наиболее активно задействованных в подготовке к Олимпиаде-2014. Сегодняшняя главная тема — новые дороги в Сочи, вошедшие в Программу строительства олимпийских объектов транспортной инфраструктуры. На вопросы редакции журнала «Федеральный строительный рынок» отвечает руководитель ФГУ ДСД «Черноморье» Владимир КУЖЕЛЬ.

— Владимир Николаевич, пожалуйста, напомните историю создания и предназначение ФГУ ДСД «Черноморье».

— Наша главная задача четко прописана в самом названии — строительство и реконструкция автомобильных дорог Черноморского побережья. Если же конкретизировать, то давайте сначала обратимся вообще к истории дорог региона.
Протяженность построенной в начале прошлого века автодороги Джубга — Сочи до границы с Абхазией составляла около 250 км. Дорога идет узкой полосой вдоль побережья, значительная часть трассы извилистая, проходит в стесненных условиях горного рельефа. Параметры дороги еще на тот период не везде отвечали требуемым техническим категориям, уклоны во многих местах не соответствовали допустимым. Серпантины, затяжные подъемы и крутые спуски — вот что имели дорожники в то время. Но даже эта дорога сыграла огромнейшую экономическую роль в возрождении Причерноморья, в развитии горно-климатической курортной зоны.

Сегодня протяженность дороги, претерпевшей пять реконструкций, составляет 215 км, но по сей день единственная автодорога в главный курорт России не везде отвечает нормативным требованиям. Трасса проходит вдоль Черноморского побережья по территориям Туапсинского района и города Сочи, является главной дорогой, обеспечивающей реализацию связей центральных регионов России, Украины, отдельных субъектов Южного федерального округа с крупным морским портом Туапсе, осуществляет значительные объемы перевозок грузов и пассажиров по обслуживанию многочисленных курортных зон Черноморского побережья.

Сегодня Министерством транспорта РФ, Федеральным дорожным агентством принимаются все возможные меры, чтобы решить дорожную проблему как в городе Сочи, так и в регионе российского Причерноморья. О значимости и необходимости строительства и реконструкции автодорог в районе Черноморского побережья неоднократно высказывался глава Правительства РФ В. В. Путин. Он, в частности, отмечал, что благодаря строительству и реконструкции главной федеральной автодороги М-27 Джубга — Сочи, строительству новых объектов обновленной транспортной инфраструктуры в регионе Большого Сочи город превращается в современную столицу курортов всей России.

С 2000–2001 гг. оживилось финансирование реконструкции и строительства отдельных участков основной федеральной дороги Черноморского побережья, по результатам конкурсов были определены опытные подрядные организации по строительству дорог, мостов и тоннелей. Именно в этот период Минтрансом РФ был образован заказчик по строительству и реконструкции дорог в регионе Черноморского побережья.

В соответствии с Распоряжением первого заместителя министра транспорта РФ, руководителя Государственной службы дорожного хозяйства в 2001 г. создано Государственное учреждение «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Министерства транспорта РФ» (сегодня — ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства»), которому переданы от ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю» функции заказчика по всем объектам нового и незавершенного строительства автодорог и искусственных сооружений в регионе Черноморского побережья.

Создание Дирекции явилось определяющим фактором политики Правительства России, направленной на улучшение дорог Черноморского побережья с целью достижения им уровня мировых курортов. Также решалась стратегическая задача — получение высококлассной автодороги в приграничной зоне.

Координирующая роль Дирекции оказалась важна и при возросших требованиях к природоохранным мероприятиям, особенно в условиях особо охраняемых территорий Сочинского национального парка. Коллектив специалистов Дирекции с большим пониманием относится к правительственному поручению по строительству дорог в Сочи, где вопросы сохранения природных комплексов стоят на первом месте. Как на стадии проектирования, так и при строительстве, ни одно техническое совещание, ни один выезд кураторов на объект не обходятся без обсуждения вопросов экологии, охраны природных ландшафтов при обязательном соблюдении качества и надежности сооружений. С целью сохранения красот побережья и минимального травмирования горного рельефа все наши объекты запроектированы с условием отказа от высоких насыпей и глубоких выемок, которые заменены на эстакады и тоннели. В дальнейшей работе при строительстве автодорог по всему Черноморскому побережью это условие будет определяющим.

С мая 2001 г. все вопросы строительства обхода Сочи, главного дорожного объекта курортного города, решались ФГУ ДСД «Черноморье». Уже в августе 2001 г. был принят в эксплуатацию пусковой комплекс №1 I очереди обхода, достаточно активно велись работы и на остальных участках. Включение в Олимпийскую программу позволило привлечь на объект более значительные средства и ускорить строительство.

— Каков общий объем работ по строительству автодорог к Олимпиаде?

— По заданию ответственного исполнителя «Росавтодора» в Сочи развернута широкомасштабная программа строительства олимпийских объектов транспортной инфраструктуры в полном соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991. Заказчиком по реализации комплексной программы проектирования и строительства 11 олимпийских объектов — дорог, тоннелей, транспортных развязок, мостов и эстакад на федеральной дороге — является ФГУ ДСД «Черноморье». Общий объем строительно-монтажных работ по всем объектам (кроме обхода Сочи), по предварительным расчетам «Росавтодора» в ценах соответствующих лет, составляет ориентировочно 170,5 млрд рублей.

— Можно подробнее о строительстве обхода Сочи?

— Сегодня завершены масштабные дорожные работы в центральной части Сочи по строительству I и II очередей обхода города — от р. Агура до р. Псахе. Общая протяженность I и II очередей обхода г. Сочи составила 17,1 км.
Обход Сочи — важнейший для города объект, который также вошел в Олимпийскую программу. Сдача двух очередей обхода Сочи (генподрядные организации — ОАО «Тоннельный отряд № 44» и ООО «Тоннельдорстрой») — это значимый подарок для города, учитывая, что объект сдан на год раньше. Ввод двух очередей обхода значительно улучшит социальную и экологическую обстановку в рекреационно-курортной зоне Сочи, так как основной транзитный грузовой автотранспорт будет направлен именно на обход.
Обоснованием инвестиций по III очереди обхода Сочи выполнена проработка вариантов удаленной от побережья трассы обхода, при этом начало ее намечено от ПК164+18 (пикет на выходе из тоннеля № 6 II очереди обхода), конец – в районе поселка Нижняя Хобза. В настоящее время завершены проектные работы, по заданию автомобильная дорога III очереди обхода Сочи планируется I технической категории. Общая протяженность по проекту III очереди обхода составляет 15,3 км, в целом же обход будет составлять 32,4 км.

— Что еще удалось сделать или делается на сегодняшний день?

— Для улучшения условий движения автотранспорта в центральной части города принято решение о строительстве к Олимпиаде центральной автомагистрали «Дублер Курортного проспекта», которая в совокупности с реконструкцией муниципальных дорог снизит транспортную напряженность в центре города.
Дублер Курортного проспекта будет альтернативной магистралью существующему Курортному проспекту, являющемуся на всем своем протяжении частью федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга — Сочи. Кроме сокращения километража по трассе дублера значительно сократится и время в пути. Сегодня в связи с резко увеличившейся интенсивностью дорожного движения проезд по городу только от 172 км (р. Псахе) до 189 км (р. Агура) в часы «пик» составляет 1,2–1,5 часа.

Именно в городе Сочи, как нигде, транспортные, градостроительные и экологические проблемы города-курорта тесно переплетаются между собой, и решение их возможно только при комплексном подходе. Проведенные при этом научные разработки по проверке математической модели комфортности окружающей среды с учетом загазованности, запыленности, шума и радиационно-теплового режима свидетельствуют о значительном улучшении экологической обстановки в центральной части города при условии строительства обновленной автомагистрали дублера Курортного проспекта, которая в разы улучшит данные факторы.

Согласно техническому заданию, проектируемая дорога отнесена к магистральным улицам общегородского значения с непрерывным движением,  расчетная скорость —120 км/час на всем протяжении и 75 км/час — в горной местности.

Трасса автомагистрали разделена на три очереди строительства.
 I очередь протяженностью 5,7 км проходит параллельно построенному участку обхода города Сочи, начало расположено на федеральной автомобильной дороге М-27 Джубга — Сочи, в месте отмыкания трассы обхода. На участке дорога пересекает долины рек Агура и Мацеста и проходит параллельно руслу р. Цанык, горные хребты, разделяющие долины рек, пересекает в тоннелях параллельно руслу р. Цанык проходит на эстакаде.
 II очередь протяженностью 5,6 км проходит по селитебной территории города Сочи. начало трассы соответствует концу I очереди, конец соответствует началу моста через р. Сочи; дорога проходит в тоннелях под жилой застройкой или на эстакаде над промышленной застройкой и уличной сетью города, в местах пересечения с улицами городского значения устраиваются транспортные развязки.
 III очередь протяженностью 5,3 км — начало участка соответствует концу моста через р. Сочи, конец соответствует примыканию к федеральной автомобильной дороге М-27 Джубга — Сочи, на 172 км. На пересечении с улицами городского значения устраиваются транспортные развязки.

На всем протяжении дороги предусмотрено устройство четырех полос движения с шириной полосы проезжей части в 3,5 м.
Намечаемый участок автомагистрали «Дублер Курортного проспекта» пролегает в городской черте в явно выраженной горной местности с очень крутыми склонами, крутизной более 150, в весьма сложных инженерно-геологических условиях. Строительство дороги будет выполняться в условиях 9-балльной сейсмичности.

Проект дублера должен предусматривать минимальное травмирование рельефа местности, максимальное сохранение лесных насаждений. На насыпях и выемках откосы будут укрепляться верховыми и низовыми подпорными стенами, креплениями (при необходимости) откосов цементопесчаными, бетонными смесями при помощи пневмонабрызга. Данные конструкции креплений предложено применять в сочетании с синтетическими материалами, решетчатыми типами конструкций из сборных элементов и т. п.

Проект I очереди «Дублера Курортного проспекта» прошел государственную экспертизу России, с сентября 2009 г. начато его строительство. Генподрядная организация по строительству — ОАО «Тоннельный отряд № 44». Завершены проектные работы по II и III очереди. Окончание работ по строительству центральной автомагистрали «Дублер Курортного проспекта» — 2013 г.

В перечень дорог по Олимпийской программе вошло также строительство автодороги Адлер — Веселое протяженностью 8,2 км, проектирование которой закончено. В настоящее время проект получил положительные результаты в ФГУ «Главгосэкспертиза России». Строительство планируется начать с первого полугодия 2010 г., а завершить — в декабре 2013 г.

Олимпийской программой также предусмотрено пять транспортных развязок. На сегодня проектирование развязок окончено. С сентября 2009 г. ведется строительство по всем объектам, кроме транспортной развязки «Бытха», которая постановлением Правительства РФ снята со строительства. Объекты развязок намечены к сдаче в эксплуатацию: на пересечении ул. Донская и Виноградная — март 2013 г., «Стадион» — ноябрь 2011 г., «Голубые Дали» — ноябрь 2012 г., «Адлерское кольцо» — март 2012 г. и «Аэропорт» — сентябрь 2012 г.

— Насколько важное место при строительстве занимает применение новых технологий, и каких?

— С целью повышения качества и долговечности дорожных конструкций, снижения эксплуатационных издержек дорожной инфраструктуры ФГУ ДСД «Черноморье» в своей деятельности постоянно требует от подрядных организаций (в т. ч. проектных) внедрения новых технологий и материалов.

Среди них система покрытий цинотан-политон-УР + политон-УР (УФ), обеспечивающая защиту металлических конструкций от коррозии. Покрытие в процессе эксплуатации полностью сохраняет защитные и декоративные свойства. Практические сроки эксплуатации системы покрытия — не менее 15 лет (согласно СТО-ГК 001-2006). Материалы обеспечивают надежную протекторную защиту и препятствуют послойному распространению коррозии при нарушении целостности покрытия. Далее — технология применения ЩМА-20 в верхнем слое покрытия на щебне плотных горных пород (габбро-диабаз) с кубовидной формой зерен.

ЩМА-20 (щебеночно-мастичный асфальтобетон) нашел широкое применение. Благодаря трению внутри щебеночного каркаса ЩМА обеспечивает максимальное сопротивление действующим нагрузкам. Результаты использования: стабильность и долговечность покрытия, повышение коэффициента сцепления, стойкость к образованию трещин и их самозалечивание в летний период. Необходимо также упомянуть технологию устройства набрызгбетона для черновой обделки тоннеля с применением австрийской установки Sika. Для увеличения производительности работ при сооружении тоннеля №6 использовалась установка для нанесения набрызгбетона мокрым способом — модель Sika-PM-500 на пневмоходу с производительностью бетононасоса 30 м³/ч.

— Насколько сложной является задача обеспечения «олимпийского» качества строительных работ?

— Обеспечение качества работ при строительстве дорог и искусственных сооружений на всех олимпийских объектах транспортной инфраструктуры выполняется службой Дирекции и специалистами внешнего технического надзора. Особое внимание уделяется выполнению экологических требований при всех видах строительства: сохранению затронутых в процессе строительства прилегающих территорий, включая подбор ассортимента растений, разработке новых высококачественных объектов ландшафтной архитектуры и комплексного благоустройства, применению экологически безопасных материалов, созданию очистных сооружений, обязательному использованию в проектах зданий и сооружений регулируемой приточно-вытяжной вентиляции, обязательному возведению шумозащитных экранов.

— Что сегодня можно отметить из перспектив деятельности ДСД «Черноморье» в Сочи?

— Анализируя основные транспортные проблемы в городе, следует отметить, что за последние годы в районе Черноморского побережья, а особенно непосредственно в Сочи, произошел резкий рост интенсивности движения. Уже сейчас, а планировали на 2025 г., динамика среднегодовой интенсивности на основной дороге требует параметров I категории.
Учитывая совокупность технических и социальных причин, развитие автомобильной дороги М-27 Джубга — Сочи в ближайшей перспективе требует масштабной реконструкции всей трассы, в том числе всей улично-дорожной сети города. В 2006 г. Федеральным дорожным агентством было утверждено задание на разработку общей Концепции развития дорожного строительства при реконструкции федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга — Сочи, км 0 – км 215 в регионе Черноморского побережья на период 2010-2015 гг. главный вопрос Концепции — развитие дороги в условиях резкого роста интенсивности движения.

Автор: по материалам редакции
Дата: 08.02.2010
«Федеральный строительный рынок» № 81
Рубрика: ***




«« назад