Владимир Якунин: «Кризис добавил проблем, но не отменил решений»
Выступая на VII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», президент ОАО «РЖД» Владимир ЯКУНИН заявил, что кризисные явления в мировой экономике не станут препятствием для завершения в намеченный срок третьего этапа реформы системы железнодорожного транспорта России. –За время проведения структурнойформы железнодорожного транспорта в России производительность труда в отрасли выросла на 44%, участковая скорость движения поездов увеличена на 3%, объем экспортного грузооборота вырос в 1,4 раза, себестоимость перевозок снижена на 14%. За этим стоит колоссальный труд. Результаты достигнуты, в том числе, благодаря инвестиционной политике компании, поддержанной на высшем государственном уровне, — заявил Владимир Якунин на конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Президент ОАО «РЖД» подчеркнул, что кризисные явления в мировой экономике не станут препятствием для завершения в намеченный срок третьего этапа реформы. — Кризис — это стимул, который заставляет нас работать с ускорением, потому что после начнется период подъема. Железные дороги должны быть готовы к этому, — сказал он. — Компания не снижала активности в вопросах повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и реализовала ряд знаковых проектов, — продолжил Владимир Якунин. — Так, для ряда крупных клиентов была выстроена новая технология обеспечения перевозок консолидированным пулом вагонов: в пул одновременно вовлечены собственные, инвентарные и арендованные вагоны. Был создан новый транспортный продукт — «Транссиб за 7 суток», который привлекает колоссальное внимание клиентов и партнеров. Продолжается развитие функциональной и удобной системы «ЭТРАН», ставка делается на максимально возможный уход от бумажных технологий и повышение удобства для клиентов. — Глобальные кризисные явления, безусловно, внесли свои коррективы в наши стратегические планы, — продолжил Владимир Якунин и напомнил, что утвержденная на 2009 г. инвестпрограмма в объеме 433 млрд рублей вынужденно была сокращена до 257 млрд, что составило 67% от объема фактических инвестиций «РЖД» в 2008 г. В результате, ремонтные программы по инфраструктуре и подвижному составу переносятся на более поздние сроки. — Поэтому кризис не должен стать причиной сворачивания стратегических планов по долгосрочному развитию железнодорожного транспорта, — продолжил президент «РЖД». — Как никогда остро стоит вопрос определения источников финансирования мероприятий Стратегии и подпрограммы «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России», которая является главным инструментом реализации Стратегии в ближайшие шесть лет, — заявил Владимир Якунин. — Нет оснований считать, что и частный бизнес способен в обозримом будущем вложить в отрасль такие средства, — выразил сожаление Владимир Якунин. — Поэтому необходима государственная поддержка крупных проектов по модернизации существующей инфраструктуры, в первую очередь, БАМа, дальних подходов к российским портам, пассажирского хода на Юг. — Серьезной задачей является завершение организационного выделения сектора по ремонту грузовых вагонов, — продолжил Владимир Якунин. — Необходимо не только завершить продажу семи депо, которые оказались невостребованными инвесторами до кризиса, но и вывести в рыночную среду Центральную дирекцию по ремонту грузовых вагонов.
По словам президента ОАО «РЖД», компания «Российские железные дороги» активно противодействует кризису: себестоимость перевозок за 9 месяцев возросла лишь на 5%, год компания закончит с положительной рентабельностью. «РЖД» одними из первых создали специальный антикризисный комитет, приняли программу по сокращению издержек более чем на 170 млрд рублей, разработали социально ответственную программу по оптимизации фонда оплаты труда в компании без существенного сокращения численности.
В то же время, по мнению Владимира Якунина, глобальный экономический кризис заставил по-новому посмотреть на перспективы, которые ожидают железнодорожную отрасль в среднесрочном периоде.
— Выход на уровень 2008 года по грузообороту и пассажирообороту прогнозируется не ранее 2012 г., — отметил президент ОАО «РЖД».
Среди последствий воздействия кризиса на отрасль он также назвал глобальные изменения баланса спроса и предложения на мировых рынках, усиление давления на железные дороги в сфере межвидовой конкуренции и дефицит инвестиций, возникший вследствие закрытия рынков заемного капитала из-за валютных рисков и высоких процентных ставок внутри страны.
Владимир Якунин напомнил, что инвестиции в инфраструктуру и подвижной состав являются мощной точкой роста для национальной экономики.
Ранее на реализацию мероприятий ФЦП предполагалось выделение государственной поддержки в размере 380 млрд рублей из федерального бюджета и 1 трлн рублей за счет введения инвестиционной составляющей в грузовые тарифы ОАО «РЖД». Даже с учетом реализации всех запланированных мер по повышению внутренней эффективности компания «Российские железные дороги» не сможет восполнить эти выпадающие источники инвестиций.
Выступая на конференции, Владимир Якунин также напомнил, что до окончания следующего года будет продолжена структурная реформа на железнодорожном транспорте, в ходе которой компании предстоит решить сложные и масштабные задачи. С 1 апреля 2010 г. начнет полноценную работу «Федеральная пассажирская компания». В следующем году планируется также создание еще 12 совместных с регионами пригородных пассажирских компаний. Одновременно с этим идет подписание договоров субъектами Федерации на 100%-ную компенсацию убытков от социально значимых перевозок, начиная с 2010 г.
Автор: по материалам редакции Дата: 21.12.2009 «Федеральный строительный рынок» № 80 Рубрика: *** |