Публикации »

200-летие транспортного ведомства как точка отсчета новой эры

Международный транспортный форум и выставка «Транспорт России: становление, развитие, перспективы», посвященные 200-летию транспортного ведомства и профильного образования в России, проходили в Москве с 18 по 21 ноября. Организаторами юбилейных мероприятий выступили Министерство транспорта РФ и компания «Бизнес-Диалог».

Транспортное образование и наука: опыт, проблемы, перспективы

Первый день форума прошел в Колонном зале Дома союзов, где министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН вручил медали «За заслуги в развитии транспортного комплекса России» ректору МИИТ Борису ЛЕВИНУ и проректору по учебной работе Московской государственной академии водного транспорта Светлане МИЛОСЛАВСКОЙ. Достижения в развитии и совершенствовании транспортного образования и отраслевой науки, духовно-нравственном воспитании молодежи были отмечены юбилейными нагрудными знаками «200 лет транспортному образованию России», которые министр вручил самым достойным представителям наставничества молодежи.

Далее состоялась научно-практическая конференция «Транспортное образование и наука. Опыт, проблемы, перспективы». Ее открыл вице-премьер Правительства РФ Сергей ИВАНОВ, который в своем выступлении заявил, что государство во все времена рассматривало успешную работу транспортных учебных заведений как неотъемлемую часть развития транспортного комплекса России и экономики страны в целом.

«200-летие транспортного ведомства и образования на транспорте в России имеет межгосударственный резонанс, — сказал Сергей Иванов. — Поэтому адресую свои поздравления всему мировому сообществу транспортников, в том числе находящимся в зале зарубежным гостям — представителям транспортных компаний, бизнеса, ведущим ученым и преподавателям вузов, многие из вас получили высшее образование и защитили научные диссертации в стенах российских вузов транспорта».

Вице-премьер напомнил, что единый орган государственного управления всеми видами транспорта в России, Управление водными и сухопутными сообщениями, и первое отечественное учебное заведение транспорта, Институт корпуса инженеров путей сообщения, были учреждены в один день — 20 ноября 1809 года Манифестом императора Александра I. Этот факт, по его мнению, символизирует, что изначально подготовка кадров для транспорта была возведена в ранг государственной политики.

Первая часть пленарного заседания завершилась интерактивным диалогом, который организовал Сергей Иванов со студентами Института геодезии, аэросъемки и картографии. Вице-премьер сообщил, что в данный момент решается вопрос о предоставлении субъектам федерации кредитов на 5 лет под 4% годовых на строительство дорог регионального значения. При этом он сказал, что строительство и модернизация федеральных трасс в последнее время получает солидную поддержку из федерального бюджета.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил с докладом на тему «Система профессионального образования на транспорте. 200 лет на службе Отечества», в котором было наиболее полно отражено значение этого сегмента отраслевой подготовки специалистов для экономики страны.

«От имени руководства Министерства транспорта Российской Федерации и от себя лично поздравляю всех присутствующих со знаменательной датой — 200-летием транспортного ведомства и образования на транспорте в России, — сказал министр в начале выступления. — Свое поздравление адресую и зарубежным гостям нашей конференции, прежде всего, представителям стран СНГ и Балтии. Вы являетесь полноправными «виновниками» торжества, внесшими значительный вклад в развитие общего мощного транспортного комплекса, единой, получившей всеобщее признание, системы подготовки высококвалифицированных кадров для транспорта. Так что сегодняшний праздник — общий для нашего транспортного сообщества. У нас одни корни, исторические вехи и традиции, общие достижения и пути дальнейшего развития. Надеюсь, что нынешний юбилей станет новой точкой отсчета для полнокровной интеграции государств, транспортные системы которых экономически, технологически и социально выросли из одного ядра».

Обращаясь к историческому посылу отмечаемого юбилея — Манифесту императора Александра I, министр отметил, что принятию такого решения во многом способствовали тенденции развития транспорта на протяжении XVIII в. Петровские реформы потребовали создания на территории России сети сухопутных коммуникаций. Собственных инженерных кадров для этого не существовало, поэтому задача решалась под руководством иностранных специалистов, в основном из Германии и Голландии. Однако вскоре стало ясно, что дальнейшее развитие транспортного комплекса государства требует, во-первых, единой системы управления строительством и эксплуатацией транспортных коммуникаций и перевозочным процессом, во-вторых, создания системы профессиональной подготовки кадров в сфере транспорта и транспортного строительства.

«Путь к решению этих проблем и был намечен Манифестом императора Александра I, — сказал Игорь Левитин. — Еще раз подчеркну, что 20 ноября 1809 г. власть продекларировала создание общего органа государственного управления всеми видами транспорта, а также начало проведения государственной политики, предусматривающей неразрывную связь транспортной отрасли и транспортного образования. Время подтвердило эффективность такого режима взаимодействия, и сегодня можно говорить о том, что постоянный прогресс отрасли был бы немыслим без притока квалифицированных кадров, которые постоянно выходили из стен учебных заведений даже в самые суровые годы революционных потрясений, войн и послевоенной разрухи».

На сегодняшний день транспортные вузы ведут подготовку кадров более чем по 80 аккредитованным специальностям и 40 направлениям высшего профессионального образования, более чем 40 специальностям среднего профессионального образования, имеют также аккредитацию на подготовку кадров более чем по 50 рабочим профессиям. Общий контингент студентов образовательных комплексов Минтранса России составляет около 320 тыс. человек, в том числе около 220 тыс. обучается по программам высшего образования. В транспортных вузах действует более 150 научных школ по 14 отраслям науки. Сегодня же, по словам Игоря Левитина, главная задача — в режиме реального времени осуществить в транспортной отрасли инновационный прорыв, чтобы решить ответственные задачи, поставленные Президентом РФ и Правительством страны перед транспортным комплексом.

Плюс шесть специализированных конференций

Первым событием следующего дня форума стало 17-е заседание Совета по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. Участники мероприятия обсуждали реализацию Стратегии создания и развития системы международных логистических центров ЕврАзЭС, выполнение плана работы Совета по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС на 2008–2009 гг. и подготовили проект плана работы Совета на 2010–2011 гг.

В этот день также прошло шесть конференций, тематика которых охватывает практически полный спектр вопросов, волнующих сегодня работников и потребителей услуг всех видов транспорта, а именно: «Современная транспортная инфраструктура — основа развития российского государства и общества», «Пассажирские железнодорожные перевозки: стратегическое взаимодействие государства и бизнеса», «Автомобильные дороги — инвестиции в будущее», «Инвестиционная привлекательность морского и речного транспорта Российской Федерации», «Развитие отечественного рынка авиаперевозок: вызовы и возможности» и «Перспективы развития автомобильного и городского пассажирского транспорта».

Конференции вызвали большой интерес у государственных деятелей, представителей общественных отраслевых объединений и профильного бизнеса, а также у финансистов. В дискуссиях приняли участие: первый заместитель председателя Комитета по транспорту Государственной Думы РФ Владимир КЛИМЕНКО, заместители министра транспорта РФ Андрей НЕДОСЕКОВ, Олег БЕЛОЗЕРОВ, Валерий ОКУЛОВ, председатель Комитета по транспорту и экспедированию ТПП РФ, председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин ШАККУМ, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта («Росморречфлот») Александр ДАВЫДЕНКО и др.

В частности, выступивший на конференции «Современная транспортная инфраструктура — основа развития российского государства и общества» превый заместитель председателя Комитета по транспорту Госдумы Владимир Клименко заявил, что инфраструктура может стать катализатором всех перемен в народном хозяйстве. Он также отметил: «Геополитическое положение России предопределяет ее особую, ключевую роль в обеспечении и евроазиатских связей. Россия, занимающая более 30% территории Евразийского континента и располагающая высокоразвитой транспортной системой, объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи на этом направлении».

Об оптимизации международных транспортных коридоров рассказал генеральный директор ОАО «Белкомур» Эльман ХУДОНАЗАРОВ:
«Северный транспортный коридор — еще одна логистическая альтернатива, способная содействовать сокращению транспортных издержек грузоотправителей в глобальном процессе мировой торговли». Данная тема впервые была поднята в 1995 г. Как уточнил докладчик, кратчайшее расстояние между Северной Европой, с одной стороны, и Центральной Азией и Дальним Востоком, с другой, лежит через строящуюся железнодорожную магистраль «Белкомур» (Архангельск — Сыктывкар — Пермь (Соликамск)). Новый маршрут, по сравнению с имеющимся на сегодня путем, сократит общую протяженность расстояния от стран Северной Европы до Центральной Азии на 800 км.
Проект получил широкую известность во всем мире. «Белкомур» рассматривается как составная базовая часть Северного транспортного коридора, формирующегося транспортного коллектора, связывающего Баренцеву логистическую платформу (систему морских портов Баренцева региона) с артерией — Северной транснациональной осью. Эта перспектива одновременно отвечает целям как европейского сообщества, так и Российской Федерации.

Проект будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства с получением бюджетных ассигнований на разработку проектно-сметной документации и строительство железной дороги (из средств Инвестиционного фонда РФ). Общий объем будущего грузопотока «Белкомур» оценивается в 35 млн тонн ежегодно, протяженность трассы — 1 155 км, из них нового строительства — 712 км.
На конференции «Автомобильные дороги — инвестиции в будущее» выступил замминистра транспорта РФ Олег Белозеров, который, поздравив коллег с 200-летием транспортного ведомства и образования на транспорте, напомнил, что точкой отсчета начала массового дорожного строительства в советское время считается 4 июня 1945 г., когда было принято Постановление Государственного комитета обороны «О строительстве шоссейных дорог для обеспечения автотранспортной связи между промышленными и областными центрами страны». Ежегодный ввод в эксплуатацию начал составлять 2 тыс. км магистральных и 5 тыс. км местных автомобильных дорог. Олег Белозеров подчеркнул, что импульс в развитии дорожного хозяйства на современном этапе дали решения Государственного совета и поручения Президента РФ. Во исполнение этих решений в Ярославле в 2006 г. объемы финансирования отрасли в 2008 г.
были увеличены в 1,7 раза.

Сегодня большое значение придается привлечению в дорожное хозяйство негосударственных инвестиций. В настоящее время подписано два концессионных соглашения с инвесторами на строительство нового входа в Москву с автомагистрали М-1 «Беларусь» и участка скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург (15 км — 58 км).

В целях привлечения кредитных ресурсов банков и средств облигационных займов создана Государственная компания «Российские автомобильные дороги». В настоящее время разрабатываются документы для обеспечения полноценного функционирования компании с 2010 г.

От повышения качества услуг к удовлетворению потребностей экономики

Завершающий день работы форума прошел в ЦВЗ «Манеж». В пленарном заседании, проходившем под девизом «Транспорт России. Взгляд в будущее», приняли участие министры транспорта из 30 стран мира. С приветственным словом к собравшимся от имени Дмитрия Медведева обратился глава Администрации Президента РФ Сергей НАРЫШКИН, а от имени президента США Барака Обамы — министр транспорта США г-н Рей ЛАХУД. С торжественными речами выступили: вице-премьер Правительства РФ Сергей ИВАНОВ, министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН, министр регионального развития Виктор БАСАРГИН.

Глава Минтранса выступил с докладом «Современные тенденции и перспективы развития транспортного комплекса»:
— В связи с уникальным географическим масштабом России транспортная отрасль всегда играла государствообразуюшую роль. «Наши государственные границы равняются 18 тысяч верст. Мы граничим с десятью государствами, мы занимаем одну седьмую часть суши. Как же не понять, что при таких обстоятельствах первенствующей, главнейшей нашей задачей являются пути сообщения!?». Эти слова принадлежат выдающемуся государственному деятелю, реформатору, Петру Аркадьевичу Столыпину. Государственное регулирование транспортной деятельности в России во все времена было объективной необходимостью. Перевозки осуществлялись для экономического развития государства, обеспечения межгосударственных связей, обороны, дипломатии, связи регионов. Поэтому государство обеспечивало создание регулярных путей сообщения. Древнерусские летописи сохранили свидетельства об указах по строительству и благоустройству дорог. Как в военных, так и торговых целях. Уже к XIV в. В России были проложены «комплексные» пути сообщения. Например, сухопутно-водный Беломорский путь и «государева дорога» Москва —Тобольск. Великая роль в развитии транспорта России принадлежит руководителям государства. Император Николай Первый, например, преодолев скептицизм инженеров насчет целесообразности строительства железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, принял волевое решение, издав указ: «Признав за благо даровать отечеству нашему сообщение, устроение которого хотя и сопряжено со значительными расходами, но обещает государству выгоды и соединит обе столицы воедино». Строительство сообщений между Москвой и Санкт-Петербургом, Транссиба, а также Турксиба и других транспортных артерий стало возможным только благодаря непосредственному «особому попечению», которое оказывали высшие лица государства. К началу XX в. эти линии соединили удаленные на десятки тысяч километров районы страны, обеспечив тем самым сообщение от европейских границ России до берегов Тихого океана.

За последнее столетие проложены тысячи километры дорог и путей, воздвигнуты десятки мостов, созданы необходимые мощности для перевалки в портах, построена единая глубоководная система на внутренних водных путях, развернута сеть аэропортов. «Несмотря на созданное, предстоит большая работа, — подчеркнул Игорь Левитин. — На это обратил внимание в послании Федеральному Собранию РФ Президент России Д. А. Медведев: «Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать свое слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации. Как и двести лет назад, и сегодня, и в будущем основная миссия Министерства и всей отрасли — обеспечить единство страны, ее целостность и гармоничное развитие. Современный подход к развитию ориентирован на требования пользователя и новейшие разработки. Для успешного перехода к инновационной модели предстоит огромная совместная работа. Ее основа и заложена в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.»».

Далее на пленарном заседании футуролог профессор Стэнфордского университета Пол САФФО прочел доклад на тему «Эра взрывных возможностей для транспорта», в котором отметил: «Россия уже является перевалочным рынком, весь мир зависит от нее, поэтому у нее есть огромный потенциал для внедрения инноваций».

Развернувшаяся затем дискуссия состояла из двух сессий: «Повышение качества услуг как основное направление развития транспортного комплекса» и «Транспортный комплекс в зеркале потребностей российской экономики».

В обсуждении этих тем, в частности, приняли участие: министр транспорта Игорь Левитин, заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк, вице-президент НК «Роснефть» Игорь Ромашов, генеральный директор ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» Виталий Савельев, старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус.

Завершился форум праздничным концертом, посвященным юбилею отрасли, который состоялся в Государственном Кремлевском дворце.

Автор: по материалам редакции
Дата: 21.12.2009
«Федеральный строительный рынок» № 80
Рубрика: ***




«« назад