Модернизировать городскую среду
В рамках Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах России», прошедшего в Санкт-Петербурге в восьмой раз, 20 октября состоялся круглый стол «Градостроительство в России: развитие постиндустриальной и инновационной городской среды. Креативные индустрии и креативные города». В дискуссии приняли участие известные градостроители, представители региональных органов власти и эксперты в области регионального развития из Иркутской, Рязанской, Вологодской областей, Ростова-на-Дону, Соснового Бора (Ленинградская область), а также эксперты сферы креативной экономики. Доклады представили: директор Samhallsnytta AB (Швеция) Петер ЭНГЛИН, руководитель проектного направления ЦСР «Северо-Запад» Виктория ЖЕЛТОВА, директор Центра дизайна и системного проектирования ГУ-ВШЭ Андрей ЖИВАЙКИН. Модераторами обсуждения стали директор МАГ по международным проектам Максим ПЕРОВ и директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир КНЯГИНИН, выступивший соорганизатором дискуссии. Открывая круглый стол, Владимир Княгинин отметил, что ракурс обсуждения темы за последний год значительно изменился. В частности он сказал: «Если раньше мы об этом говорили в связи с социальной политикой, то сегодня, когда кризис поменял условия, построение креативной экономики становится магистральным путем развития городов. Ответ на вопрос, как построить инновационную экономику, к нам придет только тогда, когда у нас будет понимание о том, как должны быть устроены города, как создать в них условия для самореализации людей. Если нет соответствующей среды, города будут терять людей, проигрывать в конкуренции за них. Поэтому главный вопрос для нас сегодня — как мы можем модернизировать городскую среду, с помощью каких экономических, планировочных и других решений». Как считает Владимир Княгинин, для того чтобы креативные индустрии заняли свою нишу в экономике, необходимо, прежде всего, организовать их в кластер. Кластер — это та экономическая единица, с которой уже могут работать муниципалитеты, в том числе выделяя финансирование. «Новое поколение уже сформировало некоторые свои особые зоны деятельности, и они появляются во многих российских городах — это коворкинг-центры, лофты, сити-кафе, ритейл-стрит, — подчеркнула Виктория Желтова. — Их эффективная интеграция в существующую, исторически сложившуюся городскую среду и есть формирование креативной организации города… Понятно, что трансформация российских городов, имеющих еще советскую застройку, — это долгий процесс». Первым шагом этого процесса, по ее мнению, может стать формирование так называемой школы мастерства (например, дизайн-центра, дизайн-квартала) — места, где происходит коммуникация внутри самоорганизующегося и саморазвивающегося профессионального сообщества.
Автор: по материалам редакции Дата: 21.12.2009 «Федеральный строительный рынок» № 80 Рубрика: *** |