Ефим Басин: «СРО позволит сформировать здоровую дисциплину»
Президентом недавно возникшего Национального объединения СРО с 10 ноября избран Ефим БАСИН, личность действительно известная строителям по всей стране, в том числе уже и в качестве президента НП СРО «Межрегиональное объединение строителей». Сегодня глава новой общероссийской организации отвечает на вопросы корреспондента журнала «Федеральный строительный рынок». — Ефим Владимирович, как Вы относитесь к отмене лицензирования в строительстве? Чем прежняя система не устраивала лично Вас? — Система государственного лицензирования в последнее время не развивалась и сама себя изжила. Любой мог получить лицензию, это был лишь вопрос денег. Проверки компаний, их профессиональных возможностей, квалифицированного состава не велись: система носила заявительный характер. Лицензионный контроль не осуществлялся, и лишить компанию лицензии за брак или по другой причине было практически невозможно. Сегодня в России действует более 300 тыс. лицензий, но это явно не соответствует реальной картине. По оценкам экспертов, действительно работающих компаний сейчас 40–60 тыс. — Кому принадлежит идея создания некоммерческого партнерства? Внесено ли оно в реестр СРО? Кто его возглавляет? Какие специалисты имеются в штате НП и в каком количестве? — Еще три года назад, когда только вставал вопрос об изменении системы, существовали две концепции саморегулирования, и в Комитете ГД по строительству и земельным отношениям был поддержан проект, предложенный нашими экспертами, выходцами из Российского Союза строителей. В июле 2008 г. руководители ведущих компаний приняли решение о создании некоммерческого партнерства, и были выбраны президент и генеральный директор, а также установлен размер вступительных и членских взносов. После этого мы подали документы в Минюст РФ, а после регистрации НП в ноябре 2008 г. стали готовить документы для подачи в Ростехнадзор. В феврале 2009 г. мы их сдали, и Приказ по наделению НП «МОС» статусом СРО был подписан 18 марта 2009 г. Мы были вторыми, но фактически первыми, так как первый приказ был подписан НП, созданному Спецстроем России, которое основано на членстве военных строителей. — Каковы условия вступления в некоммерческое партнерство? Сколько строительных организаций уже принято в СРО? На какое количество членов вы рассчитываете? — Основные условия вступления — это требования к выдаче допуска, принятые и утвержденные общим собранием СРО. К ним относятся обязательное наличие ИТР и рабочих для заявленных видов работ, а также наличие материально-технической базы. Законом предусмотрено, что в компании должно быть не менее 3 ИТР с высшим образованием и стажем работы не менее 3 лет или 5 специалистов со средним специальным образованием и стажем не менее 5 лет. — Приходилось ли Вам отказывать во вступлении в СРО каким-либо строительным компаниям, и на каких основаниях? — Да, приходилось. В основном по причинам отсутствия необходимого квалифицированного состава и технической базы. У строительных компаний есть право опротестовать такое решение в суде, но с марта месяца ни одна компания этого не сделала. Это говорит о том, что основания для отказа были абсолютно правомерны. — Первым шагом к СРО является создание некоммерческого партнерства. Является ли вступление в такое НП и уплата взносов гарантией автоматического попадания строительной компании в члены СРО (т. е. после регистрации НП в реестре Ростехнадзора)? — Нет, не является. Инициативная группа создает и регистрирует НП в Минюсте РФ, после чего подает документы в Ростехнадзор. Сначала НП необходимо попасть в Госреестр, только после этого оно получает статус СРО с правом выдачи допусков. — Предоставляет ли СРО допуски к строительным работам? Если да, то чем руководствуется старыми СНиП,ами и ГОСТ,ами? Разработаны ли СРО собственные стандарты? Ограничится ли СРО при выдаче допусков требованиями к наличию специалистов и имущества, или будет руководствоваться какими-то дополнительными критериями? — НП СРО «МОС» предоставляет допуски по всем видам работ, которые содержатся в Приказе Минрегиона №274, их 35. Один из первых стандартов, принимаемых на общем собрании членов СРО, говорит о том, что члены «МОС» обязаны руководствоваться СНИП,ами и ГОСТ,ами как обязательными документами. При этом мы ведем разработку новых стандартов, но эти наработки будут выноситься на уровне Национального объединения СРО с возможностью утверждения на общероссийском уровне и применения в повсеместной практике. В первую очередь это касается специализированных видов работ (монтажные, пусконаладочные и пр.) и видов работ, осуществляемых на особо опасных и технически сложных объектах. — Может ли СРО отказать в выдаче допуска своему члену, оплатившему все взносы? В каком случае это может произойти? Если компания решит выйти из СРО, будут ли ей возвращены уплаченные взносы? — СРО не может отказать в выдаче допуска члену, который выполнил все требования и уже оплатил все взносы. Практика показывает, что проблема не во взносах. Если говорить о конкретных ситуациях, чаще всего идут не отказы в целом, а сокращение состава видов работ, на которые претендует строительная компания. Это происходит, как правило, из-за нехватки у нее квалифицированных специалистов или отсутствия соответствующей технической базы. В соответствии с Федеральным законом №148, в случае выхода из СРО вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд не возвращаются. — Разработаны ли регламенты проверок, которые будут проводить СРО? Что конкретно будут проверять представители СРО помимо наличия документов, подтверждающих квалификацию строителей, и наличие имущества/оборудования? Будет ли проверяться качество выполненных работ, их соответствие техническим регламентам либо стандартам СРО? Какие на это отведены сроки? Какие санкции предусмотрены в случае выявления нарушений? — Регламенты проведения разработаны. Формируются первые планы. — Каким образом будет контролироваться расходование средств, внесенных в СРО? Где они размещены, на каких условиях? — Вступительные и членские взносы контролируются общим собранием членов СРО, которым и утверждается бюджет. Это публичный документ, он вывешивается на сайте. Исполнительный орган на общем собрании отчитывается по исполнению этого бюджета. Любая строительная компания член СРО имеет право задать вопрос: как и на что расходуется бюджет. — Некоторые СРО преподносят себя как инструмент лоббирования интересов своих членов, включая доступ к административному ресурсу. Некоторые участники рынка считают, что СРО могут стать узаконенной кассой для взяток — допуски, как и лицензии, смогут купить все желающие. Тем более, что, в отличие от чиновников, руководители СРО не подпадают под действие антикоррупционного законодательства. Что вы об этом думаете, насколько обоснованны подобные опасения? — В законе четко разграничены два органа управления: коллегиальный и исполнительный. Коллегиальный орган управления, руководимый президентом СРО, формируется из состава членов СРО, то есть самих строителей — руководителей предприятий. Именно они принимают решение о выдаче допусков или возможности их приостановления. — В чем суть Национального объединения саморегулируемых организаций? — Закон предписывал создать Нацобъединение до 1 июля 2010 г. Но так как основная часть добросовестных СРО уже создана и работает весь 2009 г., абсолютное большинство созданных СРО выступили за необходимость создания Национального объединения до конца 2009 г. Это обусловлено скорейшей необходимостью унификации и выработки единых норм и требований к выдаче допусков, к организации контроля, формированию единых требований к профподготовке кадров, ведению единого реестра выданных допусков и единого реестра специалистов строителей, проектировщиков, инженеров-изыскателей, плюс много других составляющих в уже сформированной практике работы СРО, где требуется координация на общероссийском уровне. 10 ноября в ТПП РФ состоялся съезд СРО в строительстве, где единогласно было принято решение о создании Национального объединения. На съезде присутствовали руководители 54-х СРО, что составило 95% от всех 57 зарегистрированных на тот момент СРО в строительстве. Кворум СРО достиг 2/3. — Представители СРО часто ссылаются на опыт зарубежных стран. Приведите, пожалуйста, примеры стран, в которых создана и успешно функционирует система саморегулирования в строительстве, аналогичная российской. — Система СРО давно и успешно работает в странах Евросоюза. Одна из старейших систем — это Королевское общество британских архитекторов (Royal Institute of British Architects), созданное еще в начале XIX века. Система СРО активно развивается в США и Австралии. Хочу отметить, что во многих странах она базируется на системе допуска профессионалов. То есть инженеры-строители, архитекторы, проектировщики получают допуск как профессионалы, специалисты физических лиц.
В чем основные плюсы и минусы новой системы?
Механизм СРО заменяет государственную систему допуска строительных компаний, при этом существенно усилив регулирование отрасли системой материальной ответственности за выданный допуск и работу предприятий, членов СРО, путем формирования обязательного компенсационного фонда и системы страхования гражданской ответственности и иных рисков. А это позволит сформировать здоровую дисциплину, усилить контроль на стадии приема компании и ее оценки и в последующем эффективно контролировать ее текущую деятельность.
Высший орган управления «МОС» — общее собрание членов (сейчас их 300), но решение о выдаче допуска или о приостановлении его решает коллегиальный орган — совет НП, который в Межрегиональном объединении строителей состоит из 15 человек под руководством президента. Совет НП СРО «МОС» — это 15 уважаемых в строительном сообществе руководителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Самары, Саратова, Томска и других городов.
Специалисты, проверяющие компании, относятся к штату исполнительного органа. Основные функции экспертного департамента — это консультация, прием и экспертиза документов и последующая подготовка их к совету, на котором решается вопрос о выдаче Свидетельства о допуске. В НП СРО «МОС» 12 штатных экспертов в главном офисе в Москве и 17 региональных представителей, осуществляющих прием документов в ключевых субъектах РФ. Кроме этого, мы привлекаем экспертов независимого контроля. НП СРО «МОС» заключило несколько соглашений с такими организациями, как Росстройсертификация, Ассоциация «Лифтсервис», Ассоциация водолазов, Тоннельная ассоциация России и др., которые по всей России также имеют в своем штате экспертов и осуществляют проверку специализированных фирм.
Юридическое обеспечение вышеуказанной деятельности входит в обязанности юридического департамента, а последующий контроль за фирмами, получившими допуск, осуществляет контрольный орган. Уже запланирована проверка двух московских фирм-членов «МОС».
В Градкодексе четко не прописаны требования к материальной базе, но в нашем СРО они есть.
Данные, которые нам предоставляют фирмы, обязательно проверяются непосредственно на предприятии. Как правило, силами экспертов самого СРО, а также с помощью привлеченных независимых экспертов.
Членами нашей СРО уже стало более 300 строительных компаний из регионов РФ, стран СНГ и Европы. К нам вступили такие иностранные компании, как Nord Stream A.G., Saipem, Limited Liability Company Allseas Deepwater Contractors SA, Boscalis Offshore AS–Tideway v.o.f., Allseas Deerwater Contractors S. A. и другие. К концу года мы планируем состав членов из 450–500 строительных компаний.
Вся подробная информация о наших членах вывешена на сайте, по закону мы обязаны вести соответствующий реестр. Кроме того, мы инициировали создание единого интернет-ресурса по саморегулированию в строительстве: SRO-S.RU — здесь вся законодательная и нормативная база, а также реестр СРО и НП, созданных под эти цели, и прочая актуальная информация.
В рамках проверки представители СРО в первую очередь проверяют соответствие компании тем требованиям по полученному допуску к видам работ, которые они осуществляют. И, естественно, это касается квалификации сотрудников и наличия имущества.
Качество работ и их соответствие техническим нормам надзорный орган СРО будет проверять в случае наличия жалоб, а также уведомлений или предписаний государственных строительных надзорных органов. В случае выявления нарушений предусмотрен следующий коридор санкций: от вынесения предупреждения с установлением срока исправления до лишения допуска.
То же самое касается размещения компенсационного фонда. Руководитель исполнительного органа, директор, отчитывается о состоянии КФ и условиях его размещения. Текущая практика показывает: в основном, КФ размещаются на счетах российских банков с уровнем доходности соответствующих депозитов. В соответствии со 148-ФЗ расходование средств КФ предусмотрено только в случае возмещения ущерба третьим лицам.
В «МОС» решение принимают 15 человек во главе с президентом. Это авторитетные уважаемые лица, причем самодостаточные. Как можно подкупить всех сразу?! Скорее всего, это нереально.
Второй орган управления — исполнительный. К нему, наоборот, существует ряд ограничений. Директор не имеет право быть акционером или получать заработную плату, или представлять интересы какой либо строительной компании, члена СРО. То есть это независимый управленец. По представлению президента его утверждает общее собрание, его основная задача — организовать работу в соответствии со всеми утвержденными общим собранием или советом СРО правилами, требованиями и стандартами. При этом директор не имеет права голоса и полностью подотчетен членам СРО, в отличие от тех же чиновников, которые неподотчетны строителям, и их работа как раз может носить коррупционный характер. Но при этом ни один из сотрудников исполнительного органа не освобождается от норм Гражданского или Уголовного кодексов и других законов, которые в том числе являются частью антикоррупционного законодательства. Таким образом, такие опасения необоснованны.
Также стоит отметить, что СРО не выступает лоббистом отдельных своих членов, к примеру, крупных компаний.
В нашем объединении 83% — представители малого и среднего бизнеса и лишь не более 5% — крупного и крупнейшего.
Мы выбрали высший орган управления — совет. В него вошли авторитетные представители строительной отрасли из большинства регионов России. Совет состоит из 24 человек (6 мест остались вакантными) во главе с президентом, на место которого совет избрал меня. Также были выбраны вице-президент Н. Куманяев, генеральный директор НП «МОС» (Спецстрой России) и руководитель аппарата Нацобъединения М. Викторов, генеральный директор НП СРО «Межрегиональное объединение строителей».
По закону, именно за Нацобъединением СРО закрепляется разработка новых стандартов и технических норм уже в интересах всех российских СРО.
Система ответственности здесь привязана к ответственности этих физических лиц как профессионалов. Но в системе российского права повторить эту модель было невозможно. Были дискуссии при разработке концепции 148-ФЗ, в итоге за основу оказалась принята ответственность работодателя, то есть предприятия. В этом и есть отличие российской системы СРО. Но по основным целям и задачам, а это обеспечение качества, безопасности и формирование системы материальной и персональной ответственности, эти подходы абсолютно схожи.
Автор: по материалам редакции Дата: 21.12.2009 «Федеральный строительный рынок» № 80 Рубрика: *** |